На ТВ есть такая передача «Модный приговор», где из матёрых тёток пытаются делать элегантных леди, а из сексуальствующих провинциалок - стильных офисных принцесс или актуально-столичных дев-хипстерш. В Советском Союзе такой программы не было, да и ...невозможно это на том ТВ. Но, тем не менее, и в советском кино есть ряд узнаваемых образов, которые можно объединить под рубрикой «Модный приговор» по-советски.
1. Сталинская Золушка - Танька Морозова из тоталитарного блокбастера «Светлый путь». Преображение шло на уровне духа и тела, а не просто переодевание из грязного сарафана - в газовое платье. Показан именно светлый путь - от деревенской девчонки, которая не привыкла даже умываться до пролетарской аристократки - с орденом, автомобилем и принцем-инженером, а ещё с садами и скульптурами ВДНХ, от которых ошалел бы сам Пиранези, после чего нервно убежал бы курить в сторонке.
По-человечески одеваться и даже, простите, нормально мыться, Танька начинает только после попадания в трудовой коллектив. Помните - там девушки были очень модны, не говоря о том, что - стерильны. «Мажу губы очень густо и выщипываю бровь, ох и хлопотное чувство эта самая любовь», -поёт одна из её соседок по общежитию. Девушки поливаются духами и на ночь надевают на голову сеточку для укладки. Танька тоже становится принцессой и даже - белокурой Венерой, как Марлен Дитрих, например.
2. Старообразная тётка Алевтина Васильевна, председатель месткома фотоателье из артхаусного триллера «Зигзаг удачи». Алевтина замызганна и завистлива. Одеваться она не умеет и особо не хочет, ибо относится к тому распространённому типу женщин, которые расцветают исключительно для мужчины, а если оного нет и не предвидится, то на кой нам эти шпильки?! Нет амура - нет ажура. Денег нет тоже, о чём и речь. Потом амур к ней является - в лице не самого презентабельного и не самого весёлого Ивана Степановича Калачёва. Однако и он тоже кочевряжится.
Она ему: «А зачем вам жениться в таком возрасте? Домработница, что ли, нужна?» Он ей: «А на другое-то ты не годишься». Но не это главное. Когда появляется возможность, Алевтина преображается, причём за один визит в местный универмаг. Прямо, как в передаче про модный приговор. Она тут же становится стильной - стройной дамой в белом и фривольно-недлинном пальтишке, как и положено по моде 1960-х, предпочитавшей просто белое (ну, или просто красное, просто синее) и довольно короткое.
3. Людмила Прокофьевна Калугина из офисного ситкома «Служебный роман». Типичная деловая женщина брежневской эпохи - хорошо знающая своё дело, по-мужски хваткая, сухая и совершенно неженственная. Разумеется, в образе, подсказанным секретаршей, Прокофий Людмилович выглядит интереснее. Появляется и длинное - в пол - платье, как у певицы, и клипсы, и туфли на каблуке. Весь ужас в том, что и она сие делает, ради того, чтобы понравиться Новосельцеву, а не для себя лично. Хотя нормальные женщины, чего уж там, одеваются именно для себя лично.
Самый большой процент модниц не в смешанных, а в дамских коллективах. Кстати, калугинский серпентарий - по преимуществу именно женский офис. Мужчин там намного меньше. Вспомните долгую и вкусную сцену, где тётушки красятся и причёсываются перед началом рабочего дня. да. Это было важно, однако, на карьеру краска не влияла. Точнее, наоборот - слишком модную стиляжку, как раз, и не продвигали по службе.
4. Библиотекарь Вера Силкова из фильма-катастрофы «Влюблён по собственному желанию». Библиотекарь Вера высоко несёт своё знамя интеллекта и грамотности. Увы, она тоже считает, что женщины одеваются по моде исключительно для приманивания всяческих дебилов. Она очень молода, однако, носит жуткие кофточки, невыносимые тапочки и бессмысленно-старческий пучок. Герой Янковского советует Вере освоить косметику, распустить волосы, и, как всегда, выщипать брови. На это Вера строго, точно учительница младших классов, сообщает, что так делали куртизанки времён Леонардо.
В общем, поначалу девушка говорит, что ей смешно тратить на это время и вообще: «Всё это только у дур бывает...». Но потом наша Верочка понимает, что надо-надо и даже бежит в магазин - покупать новомодные вещи. Которых там нет. Потом - шикарная сцена с фарцовщицей, где Вере подсовывают тряпку, вместо кофточки. Опыт, опыт нужен. В общем, Вера начинает слегка краситься, немножко заниматься фигурой и чуть-чуть одеваться. Но, в общем, всё кончилось хорошо. Наверное. Хочется верить.
5. И, наконец, последняя (по дате появления, а не по факту!) в нашей горячей пятёрке девушка-цветок - Надюшка Клюева из шопинг-хоррора «Самая обаятельная и привлекательная». Простая, трудолюбивая и порядочная, но слишком уж скромная Надя работает в довольно-таки приличной конторе. Не Внешторг, разумеется, но и не самое распоследнее НИИ. У неё есть приязнь к такому же скромному Геннадию, с которым приятно поиграть в пинг-понг. Но не тут-то было - в жизнь Надюхи врывается могучая Сусанна.
И у нашей героини начинается новая жизнь - джинсики, шубки, Джанни Моранди, пирожки с претенциозным названием «Маэстро» и прочий Карден с лейблом и коттоном. У неё цель - захватить в плен Володю Смирнова, который ей не слишком интересен. Просто Сусанна дала ей установку - брать от жизни всё самое лучшее. А у Володи есть даже плеер. Поняв, что Гена всё равно лучше и содержательнее, Надюха бросает все свои эксперименты и снова бежит играть в пинг-понг. В старой кофточке. Раз Володя не нужен, автоматически не нужен и Карден.
Зина Корзина (с)