Дирижёр — странный тип! Стоит спиной к зрителям, ничего не делает, только размахивает руками и палочкой, да так, что к концу симфонии с него порой пот каплями летит. Иной раз понятно, чего это он машет, а иной раз и связи-то с музыкой никакой нет!..
Конечно, рисовать карикатуры на дирижёров начали давным-давно.
Помните у Булгакова: "Берлиоз (не композитор)"? На Берлиоза, который композитор, рисовали немало карикатур. Он был не только композитором, но и дирижёром. Берлиоз очень любил огромные составы хоров и оркестров — в сотни человек. И очень страдал оттого, что эти хоры и оркестры не могут соблюдать тишину в паузах. Дышат и шуршат, дышат и шуршат! По этому случаю Берлиоз даже написал фантастический рассказ (что в середине XIX века было не самым обычным делом) — о дивном городе Эвфонии, где все жители непрестанно упражняются в музыкальном искусстве. И умеют не шуршать!
Немало карикатур нарисовали на Иоганна Штрауса. Но злых насмешек среди них нет — "короля вальсов" любили. Например, здесь Штраус дирижирует балом на Небесах.
Чем темпераментней дирижёр, тем проще нарисовать на него карикатуру (и тем больше хочется).
И чего пристали к Малеру? Его Первая симфония очаровательна. Да, в ней полно звуков природы и прочих приятных звуков. Смысл карикатуры, должно быть, в том, что у Малера очень плотная оркестровая фактура (в переводе на человеческий язык: множество инструментов оркестра играют одновременно, и у каждого из них — собственная музыка).
***
Конечно, карикатуры рисуют и по сей день! Например, на Гергиева.
Или Башмета.
Или Спивакова.
P.S.
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!