Тем, что городские чиновники легко идут на нарушение законодательства и конституционных прав граждан, уже никого не удивишь. Но эта история с участием администрации Ленинского района, которая легко вершит судьбы людей и животных, повергла нас в шок…
В центре Томска 15 августа, среди белого дня, прямо из муниципальной квартиры разваливающегося деревянного дома по ул. Карла Маркса, 49, увезли бабушку в неизвестном направлении. 80-летняя Лидия Ивановна Пугач страдала сосудистой деменцией — старческим слабоумием. Опекуном бабушки была родная дочь. Соседи позвонили Галине Пугач и сообщили, что ее мать увезли в легковом автомобиле какие-то молодые женщины. На вопрос соседки: «Куда увозите старушку?» — ответили что-то про медицинское обследование. Дверь квартиры закрыли на огромный амбарный замок. На следующий день чиновники из администрации Ленинского района опечатали вход.
Ничего не предвещало…
Лидия Ивановна с любимым питомцем
В этот день утром все было, как обычно: Галина обиходила мать (умыла, одела, накормила) и ушла на работу. Дверь в квартиру не запирала, бабушка страдает астмой, ей нужен свежий воздух, а т. к. из квартиры есть отдельный выход на крыльцо, бабушка часто выходила подышать свежим воздухом. Через полчаса пожилая женщина исчезла. «Скорую помощь» никто не вызывал. Лидия Ивановна в начале лета лежала в больнице на обследовании, поэтому никакого лечения в ближайшее время не планировалось.
Дочь с внуком тут же бросились на поиски бабушки. Они позвонили в полицию, прокуратуру Ленинского района, уполномоченному по правам человека. Прокуратура посоветовала обратиться в отдел опеки. Там Галина узнала, что накануне, 14 августа, администрация Ленинского района лишила ее права опеки над родной матерью, не уведомив заранее. Распоряжение об этом было подписано главой Ленинского района Вячеславом Черноусом. Основание — «Не предоставление Пугач Л. И. безопасного места жительства». Между тем последнее судебное решение Советского районного суда, которое сейчас мэрия оспаривает в областном суде, обязует городскую администрацию обеспечить бабушку благоустроенным жильем.
Дарья Махоткина, исполняющая обязанности начальника отдела опеки и попечительства Ленинского района, выдала родственникам решение в отказе от опекунства и потребовала в течение трех рабочих дней предоставить отчет обо всех тратах денежных средств подопечного за год, а так же отразить в нем хранение и использование имущества Лидии Ивановны. Однако в предоставлении информации, где находится престарелая мать, нуждающаяся в ежедневном приеме лекарств, дочери и внуку в отделе опеки отказали. Мол, бабушке назначен другой опекун, который о ней позаботится, а вы напишите заявление о месте нахождения бабушки и зайдите через недельку, может быть, тогда и получите разъяснения, где находится старушка. Вопреки Семейному Кодексу РФ, чиновники проигнорировали права близких родственников, продолжая скрывать местонахождение бабушки.
Галина с сыном Алексеем начали обзванивать больницы Томска. Однако везде отвечали, что такая пациентка не поступала. В одной из больниц ответили, что информацию о больных дают только опекунам и положили трубку. Значит, там уже знали, что дочь лишена опеки? Только на третий день дочь и внук смогли найти и увидеть свою бабушку.
Отдел опеки и попечительства может делать все, что угодно?
Опека назначается не в суде, а решением районных администраций, и ими же отменяется в случае, например, ненадлежащего исполнения опекуном своих обязанностей. Ленинская опека решила, что опекун Галина Пугач мало заботится о своей опекаемой матери, если до сих пор не забрала старушку к себе домой. Обвиняют в том, что днем не запирала мать на замок, что в квартире пустой холодильник. Застав Лидию Ивановну одну в квартире, работники ООП забрали бабушку и лишили дочь опекунства.
У Галины — своя правда: она заботится о матери, кормит ее, в том числе и готовыми блюдами из кафе, которое расположено неподалеку. Все соседи могут подтвердить, что бабушка не брошена, дочь за ней ежедневно ухаживает (помощь в одевании, гигиене и другом необходимом). Когда не было горячей воды, она забирала мать к себе. Насовсем взять к себе домой больную женщину не может, поскольку проживает с взрослым сыном в двухкомнатной квартире, а инвалиду положена отдельная комната. Со слов Галины, родственники заключили договор с риелтором, подыскивают квартиру, куда можно перевезти мать вместе с домашними питомцами — кошками. Часть вещей уже вывезли, готовятся к переезду. Как законопослушные граждане, о каждом своем шаге они сообщали в отдел опеки.
Жилищный вопрос испортил томских чиновников
В этой истории именно квартирный вопрос играет определяющую роль. Дом по ул. Карла Маркса, 49, признан аварийным и подлежащим реконструкции. На время проведения реконструкции дом должен быть расселен. Сейчас в доме шесть частных и две муниципальных квартиры. Большинство жителей дома — глубоко пожилые пенсионеры, примерно такого же возраста, как и Лидия Ивановна Пугач. Также в доме проживают малолетние дети.
Однако не понятно — почему остальные жители аварийного дома до сих пор проживают в нем, и администрация не «позаботилась» о них также, как и о пожилой женщине, несмотря на то, что существует угроза жизни и здоровью людей целого многоквартирного дома? Мама Галины Пугач проживет в муниципальной квартире. В администрации Ленинского района считают, что Лидия Ивановна заселилась в квартиру самовольно, где проживала в течение 20 лет без договора о социальном найме жилья. Жила она со старенькой родственницей, у которой такой договор был, имела постоянную регистрацию, но когда та скончалась, так и не смогла перезаключить договор социального найма на себя. Именно в районной администрации ей не давали это сделать, говорили, что нужно обратиться в суд, но при этом уверяли, что выселять ее не будут.
Александр Булко, предыдущий глава администрации, даже дал бумагу, что никаких мер по выселению бабушки ни администрация Ленинского района, ни мэрия предпринимать не будут, пока дом стоит. Новый глава района Вячеслав Черноус тоже сначала говорил дочери Пугач: «Мы не звери, бабушку выселять не будем». Он посоветовал родственникам собрать документы, чтобы поставить бабушку на льготную очередь на жилье. Это было примерно год назад. Семья собрала необходимые документы, принесла их в администрацию. Однако бабушку ни в какую очередь не поставили, и, более того, сняли даже с общей очереди. Позже, после многочисленных жалоб и обращения к председателю политической партии ЛДПР Владимиру Жириновскому, прокуратура Ленинского района нашла нарушения закона и оспорила это решение. В итоге администрация во исполнение решения суда поставила бабушку и в общую, и в льготную очередь на жилье. Однако, несмотря на то, что в связи с постановкой на учет, бабушке было положено предоставить жилье вне очереди — Ленинский районный суд принял решение о выселении престарелой женщины из дома без предоставления жилья. Именно 14 августа должна была быть апелляция на последнее судебное решение, но прокурор попросил отложить ее рассмотрение для ознакомления с материалами дела. Суд удовлетворил просьбу прокуратуры и дал время для ознакомления с материалами до 18 августа. Администрация Ленинского района в тот же день решила вопрос кардинально: отправив бабушку, как выяснилось, в больницу. Семья бабушки, опасаясь за ее жизнь и здоровье, подала заявление в Ленинский суд, чтобы до рассмотрения дела были приняты меры предварительной защиты бабушки (защита прав, свобод и законных интересов — ст. 85 КАС РФ). Кстати, мэрских чиновников в их рвении не остановил тот факт, что это может привести к ухудшению состояния здоровья пенсионерки.
Налицо похищение человека
Похищение человека — это «общественно опасное умышленное действие, направленное на удаление человека с места его постоянного пребывания и насильственное удерживание его в неизвестном для близких и правоохранительных органов месте». (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17 мая 2000 г.).
В истории Лидии Ивановны Пугач имеются конкретные доказательства совершения факта похищения или серьезные основания предполагать подобное развитие событий. Заявление в правоохранительные органы о ее похищении родственники подали сразу же, 15 августа — в день пропажи бабушки. Объективная сторона похищения всегда представляет собой конкретное действие: в данном случае слабоумную старушку насильственно изъяли из места постоянного пребывания (квартиры), не предупредив близких родственников. Увезли открыто, на глазах соседей, в неизвестном направлении. Акция была заранее спланирована организованной группой лиц — отделом опеки; каждый участник похищения является соисполнителем и должен будет ответить по закону. Переместили ее в заранее выбранное и подготовленное место — больницу, где удерживали в течение определенного срока.
Есть и субъективная сторона — прямой и корыстный умысел: администрация района делает все, чтобы семья Пугач забрала к себе бабушку, тогда отпадет необходимость выделения ей отдельного жилья по решению суда.
Кстати, при похищении место, где содержится потерпевший, не раскрывается даже его близким, так и в нашей истории о местоположении бабушки близкие родственники узнали только на третий день. Какие еще нужны доказательства, что это преступление? Также непонятно, на каком основании больница приняла у чиновников престарелую Лидию Пугач и не поинтересовалась о наличии родственников?! Это что ж получается, любого из нас чиновник городской администрации легко может определить в больницу?! Не кажется ли вам, что это напоминает незабвенные времена борьбы с инакомыслящими?!
Жестокое обращение с животными
Лидию Ивановну забрали, не предупредив дочь и внука, дверь опечатали. За запертой дверью остались питомцы старушки — две взрослые кошки и четыре месячных котенка. Таким образом, домашних животных обрекли на голодную смерть без воды и пищи. Согласно закону, «Умышленное ограничение питомца в воде или пище» попадает под статью о жестоком обращении (ст. 245 Уголовного Кодекса РФ).
Родственники сумели открыть только форточку, через которую взрослые животные могли выбраться наружу, однако, котята через нее не выберутся. Пришлось подсовывать в щель под дверью кошачий корм и через небольшой гибкий шланг поить котят в течение 5 дней! В понедельник, 20 августа, администрация забрала кошку с котятами и отвезла их в пункт передержки животных. Засыхающие домашние цветы представители администрации передали кому-то из соседей, видимо, без акта. Как они проникли в опечатанную квартиру, неизвестно, на входной двери по-прежнему висит бумажка с печатью от 16 августа 2018 г. Форточку на кухне закрыли изнутри. Теперь кот Васька не может вернуться в квартиру, вынужден жить на улице, как бездомный, под каждодневной угрозой погибнуть от бродячих собак. Случаи бездействия при перегреве или замерзании питомца могут быть классифицированы тоже как жестокое обращение. Соседи по дому стали очевидцами проявлений этой жестокости. Неужели работники администрации не понимают, что их действия могут попадать под статью 245 УК РФ?
Согласно действующему законодательству, человек и животное связаны между собой имущественными отношениями, где в качестве имущества выступает непосредственно сам питомец. Получается, что имуществу Лидии Ивановны нанесен существенный ущерб.
Большинство психиатров и медицинских экспертов считают, что люди, которые жестоко обращаются с животными, являются потенциально опасными для общества, поскольку они в любой момент могут реализовать свой садистский потенциал на представителях окружающего социума.
«Бабушку забрали, но надолго ли?!»
Определение Ленинского районного суда о мерах предварительной защиты Лидии Ивановны Пугач было принято 17 августа 2018 г. Согласно определению, решение главы администрации Ленинского района об отмене права опеки Галины Пугач над родной матерью считается приостановленным. Получив это определение суда, родственники помчались в больницу забирать бабушку. С большим трудом дочь и внук забрали свою родственницу. Отвезли ее в свою квартиру на Иркутском тракте. Однако тяжбы по поводу выселения пожилой женщины из муниципальной квартиры с администрацией Ленинского района не прекратились. Очередное заседание суда по этому делу отложено на 4 сентября 2018 г.
Надеемся, что закон восторжествует над корыстными мотивами чиновников из городской администрации. Что черствость и безответственность районного отдела опеки получат соответствующую оценку, что не останется без внимания и жестокое обращение с животными. Эта история еще раз показала слабость государственной системы в вопросах правовых норм защиты семьи и родственных отношений. Для рядовых граждан постоянно существует угроза нарушения прав, свобод и законных интересов со стороны чиновников. Граждане России, будьте бдительны!
Особенно в этой неприглядной истории поражает, что вся эта неуклюжая возня чиновников из администрации Ленинского района с попыткой не предоставлять положенное по закону жилое помещение бабушке происходит накануне выборов мэра Томска! Вот вам, бабушки, и Юрьев день!
ИЯ ВЛАДИМИРОВА