РПЦ раскритиковала «Голос» за привлечение к конкурсу Шнура и Басты. «Вечерка» решила выяснить, не повлияют ли эпатажные исполнители на ум, честь и совесть молодого поколения.
Напомним, что Первый замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с обществом и СМИ Александр Щипков раскритиковал руководство Первого канала и шоу "Голос" за решение посадить в кресло наставников популярного проекта Сергея Шнурова и Василия Вакуленко (Басту), поскольку оба исполнителя используют в своем творчестве нецензурную лексику, а «воспитательную и просветительскую функцию телевидения никто не отменял». Напомним, что в красных креслах жюри в этом сезоне кроме Басты и Шнура оказались Ани Лорак и Константин Меладзе. «Вечерка» решила выяснить, чем же так дороги упомянутые исполнители сердцам российских зрителей, поговорив с психологом Анатолием Ковалевым.
– Ничего непонятного в этом назначении нет, – уверен Анатолий Николаевич. – Телевидение – это бизнес, который строится на возможности потрясать, удивлять, шокировать и эпатировать публику. На этом построен и образ Шнура – на голом эпатаже. Оба музыканта одарены, и Сергей Шнуров, и Вакуленко, то есть Баста, одарены несомненно. Они очень разные, я вообще не смешивал бы два этих образа и даже не ставил рядом. Впрочем, рассуждать об их музыкальных талантах сподручнее музыкальным критикам. Скажу о другом. Шнур – зеркало нашей реальности, нашего сегодня. Я понимаю возмущение представителя РПЦ, и нельзя не согласиться с тем, что это смелое решение, тем более что еще с советских времен в нас живет устойчивое мнение, что ТВ равно знаку качества, и если ты оказался там в одном из сборных концертов, значит ты уже герой и молодец. Но я подозреваю, что за этим осуждением кроется еще и некоторая обида, вполне понятная. Мало кто знает, да и сам я узнал с интересом, что Сергей Шнуров три года учился в Теологическом институте на философском факультете. Этот институт уже четверть века готовит и образовывает будущих служителей Церкви. И вдруг из такого учебного заведения «вышел», пусть и не окончив его, эпатажник Шнур! Мог бы стать религиозным философом и нести разумное, доброе, вечное, а он – вон куда... Кстати, не знаю этого, но не исключаю, что он искренне верующий человек.
Почему Шнур так популярен, чем и привлекателен для телевидения – ответ очевиден. Шнур несет с собой удивление. Он неожиданен всегда и везде. Его клипы, которые ныне стали, по моему мнению, ярче его песен, всегда удивляют, шокируют, будоражат нервную систему. Пресыщенному телезрителю сегодня надо чем-то себя щекотать. А Шнур щекочет всегда. Он умнейший человек. Обратите внимание, став «серьезным» ведущим одной из программ Первого канала, то есть сменив имидж, он по сути провалился в этом образе. Всем стало скучно. И с выбранного когда-то конька слезть у него уже не получится. Клоун должен смешить, повар – варить борщ, Шнур – эпатировать.
Баста – другой. Он был взят в «Голос» потому, что привлекателен для более молодой аудитории. Но я вас уверяю, если бы их и не взяли на Первый канал, ничего бы не изменилось и популярность их не стала бы меньше. Привлекая этих исполнителей к «жюрению», канал просто пытается несколько омолодить свою аудиторию, которая ныне все же в целом относится к категории возрастной. Увы или не увы, не знаю, но ТВ для нашей молодежи сегодня не воспринимается как образец для подражания, эталон, все это в прошлом. И если во времена нашей молодости ТВ очень на нас сильно влияло, то сегодня это не так, молодые под другими влияниями находятся.
Анатолий Николаевич, то есть вы не хотите сказать, что нашему ТВ совершенно наплевать на нравственность?
– Понимаете, когда Баста появлялся в проекте раньше, ничего экстраординарного не происходило. Думаю, так же будет и со Шнуром. Они оба знают отлично, где и как себя можно вести. И не знаю, как Шнур, но Баста был отличным наставником и всеобщим любимцем. Все это – палка о двух концах: с одной стороны, молодым поклонникам Басты и Шнура совершенно не важно, какой канал и куда их позвал, они и так их любили и любят. С другой – если бы тот же Шнур был доступен лишь в некоей нелегальной нише, это только упрочило бы его популярность, поскольку все запретное притягивает всегда, таков закон. А сейчас в глазах многих на мундире хулигана Шнура появилось пятнышко – пошел работать на главный канал страны, и для кого-то это априорно показатель снижения остроты. Это бизнес для всех – и для Шнура. И для Первого канала. И вряд ли мы увидим некие эпатажные выходки, музыкантам есть что показать и без них.
А помните еще один вольно-невольный эпатаж, иеромонаха Фотия? Как яростно обсуждалось его участие в проекте. Это была другая крайность, мне кажется. Но его благословил сам патриарх.
Насколько я знаю, после участия Фотия в проекте очень многие молодые люди начали с большим почтением относиться к церкви в целом. Так что влияние ТВ какое-то есть... Но история с Фотием – это был умный просветительский и рекламный ход со стороны РПЦ. Патриарх разрешил одаренному монаху петь, думаю, понимая, как привлекателен, а главное неожиданен этот образ. Кстати, когда у патриарха спросили, что делать с таким монахом, который все время носится по концертам и зарабатывает деньги, он ответил, что может и запретил бы ему выступать, но участие и победа Фотия имеет миссионерское значение. По сути, она делает РПЦ привлекательнее для массовой публики. Так что вольно или невольно, но это был хороший маркетинговый ход. Лично я получал большое удовольствие от выступлений Фотия, хотя факт присутствия монаха в шоубизе – вещь сомнительная.
Да, я посмотрела - у иеромонаха огромное количество концертов запланировано в ближайшее время... На Западе к этому относятся проще.
Да, католическая церковь куда более свободна в выборе путей пиара. Они легко и свободно смотрят на участие в аналогичном шоу монахини…
Ну да, победительницей итальянского «Голоса» не так давно стала католическая монахиня Кристина Скуччия. На шоу она пела по благословению Папы Римского Франциска причем не романсы Фотия, а песни Синди Лоупер и Бон Джови. В Испании на шоу «Голос» был падре Дамиан, в Австралии на «Х-Факторе» всех затмил отец Роб, исполнивший сингл шведской группы «Свидиш Хаус Мафия».
Кроме того, там поют пасторы, есть группы танцующих монахов, и все это свободно транслируется по ТВ. Я понимаю, что напрягает РПЦ – нам наши строгие каноны не разрешают войти в шоубиз, что откровенно делают представители католической церкви. А поскольку каждый борется за свою паству, и католики это делают свободнее, отсюда и напряжение. Мне кажется, в условиях всеобщей разболтанности и вседозволенности РПЦ правильно делает, что обращает внимание на эти вещи, но ведь посади в жюри каких-то очень поведенчески выдержанных музыкантов категории 80+, далеко не самое плохое шоу просто "загнется". А путь запретов никогда ни к чему хорошему не приводил. И еще хочу сказать. К тем, у кого есть некая моральная закваска, ничто дурное не липнет. "Голос" явно не главный рассадник зла, и у нас есть куда более серьезные проблемы, чем эта.