Найти тему

Эпизод двенадцатый: размышления о природе стиха

Что такое стихи? Это, вероятно, озвученная словами музыка. Попытка привнести в словесную форму не просто ритмическую организацию, но именно мелодию. Речь не о песне, а о стихотворении как таковом.

Моя мама – учительница – очень просто объясняла своим первоклашкам отличие гласных звуков от согласных. Она предлагала звук… спеть. Если можешь его тянуть легко, с удовольствием, повышая-понижая, громче-тише и при этом испытывая текучее удовольствие – звук гласный. С согласным такой фокус не проделаешь.

Может быть, поэтому мысль, наполненная музыкой, и обращается в стих.

И как же быть тем, кто не дотягивает, но бессильно хочет передать музыку словам, не имея при этом годного инструмента…

Помнишь? Как мы недобро смеялись над маленькой неуклюжей «поэткой», которую кто-то из почитателей назвал «как Ахматова»… Вы – как Ахматова… И дальше рукоплескательные восторги, вызывающие неловкость и, вероятно, переворачивание Анны Андревны в гробу. И на этой волне мы тут же придумали творческий псевдоним Кака Хматова, и насочиняли эпигонских рифм, и почти составили сборник современной модернистки Каки Хматовой, в котором были и ноктюрны (ноктюрЕны, конечно же), и верблюды, и что-то еще декадентское…

Мы были злыми, не учитывая, что «Кака Хматова», вероятно, пытается выразить ту музыку, которая пробивается в ней через толщу наносного, нелепого и даже пошлого. И вся то ее беда (но и трагедия) лишь в том, что не дал ей Б-г инструмента, тонкой улавливающей антеннки, которая может уловить подлинный звук…

Можно ли этому научиться? Можно ли собрать свою собственную кустарную антенну, коль скоро не досталось оригинального божественного варианта?

Не умеешь – не берись. Не становись очередной Какой.

Но – так почему же все-таки?! Откуда эти попытки?

Потому что тебе почему-то кажется, что именно так – неуклюже, но искренне – ты наиболее полно можешь выразить свою любовь. Это с большой вероятностью – ошибка наивности. Но ее ценность не в том, что она ошибка. А в том – что наивна. Проза эту наивность убивает, выпячивая либо пафос, либо пошлость. А попытка создания стиха наивность лишь укрупняет.

А не наивность ли лежит в основе воспитания души?

Реувен Рубин. Дорога в Галилею (Цфат)
Реувен Рубин. Дорога в Галилею (Цфат)

***

Переходит отара дорогу.

Пыль столбом и два пса-пастуха.

Это здесь - напрямую до Бога

Через рваную строчку стиха

В каждой малой зеленой оливке,

В суетливых овечьих следах

И в моей виноватой улыбке

На соленых от пота губах

Это Он за спиной моей дышит.

Через неба горячую пыль

Я смотрю на кирпичные крыши

Там внизу. Выгорает ковыль

И собаки усталые смотрят

И покорные овцы бредут

И рубаха подмышками взмокла

… Сдан багаж. Неизвестен маршрут.

А пастух нас все гонит и гонит

И земля под ногами пылит

Камень с дыркой сжимаю в ладони

И он в сжатой ладони болит