Чиновники Министерства финансов разъяснили, сколько стоит претензия на некачественный товар. Речь идет об удержании НДФЛ при выплате компенсаций по претензии за причинение вреда и ущерба, вызванного продажей некачественного товара.
В письме № 03-04-06/55278 от 06.08.2018 дается ссылка на действующую ст. 1064 ГК РФ. В статье говорится, что причиненный вред от некачественного товара должен быть компенсирован полностью лицом, виновным в его причинении. В данном случае под вредом и ущербом понимается проданный некачественный товар или некачественно оказанная услуга.
При возмещении вреда и морального ущерба как в натуральном (замена некачественного товара на другой), так и в денежном эквиваленте у физического лица возникает так называемая экономическая выгода (ст. 41 НК РФ). Именно она берется за основу при расчете налога на доходы. Соответственно, возникает обязанность уплатить НДФЛ с полученной экономической выгоды.
Вместе с тем ст. 34.2 НК РФ не относит получение по претензии возмещений морального вреда или материального ущерба от некачественного товара к экономическим выгодам физического лица. И в соответствии со ст. 1082 ГК формой возмещения ущерба и убытков может быть любая форма (натуральная и денежная).
Ст. 15 ГК РФ определяет убытки как затраты, которые вынуждена нести пострадавшая сторона, чтобы восстановить свои права по отношению к товару или услуге. Следовательно, возмещение убытков никак к доходам физического лица-пострадавшей стороны не относится.
Исходя из этого, удерживать НДФЛ с компенсаций не требуется.