Персонажи второго плана в истории про избранную (я думаю, даже не читавшие серию догадались, что перед нами именно такая история) - фактор не просто нужный, а в некотором роде критический. Не потому, что некому будет вытаскивать героиню из неприятностей (хотя поэтому тоже), а потому что герою необходимо меняться, и для этого должны существовать персонажи, которые:
- Будут резать в лицо правду-матку, порой нелицеприятную
- Будут знакомить героиню с неизвестным ей миром, его устройством и порядками
- Будут то помогать, то, напротив, мешать героине - двусмысленные герои, отношения с которыми обычно являются изюминкой произведения
- Будут учить героиню
- Будут ей откровенно противодействовать
- Будут оттенять ее качества - как в положительную, так и в отрицательную сторону (на фоне одного героиня будет казаться доброй, на фоне другого - уродливой).
В общем, без второго плана не обойтись.
В первой книге "Часодеев" автор не поскупилась, хотя если честно, в какой-то момент у меня сложилось впечатление, что все герои работают с одной целью - окончательно запутать бедную девочку. Чем больше вопросов задает героиня, тем меньше ответов получает, и что закономерно - скоро перестает спрашивать вовсе, а тут как раз начинаются приключения.
В любом случае для первой книги Щерба собрала неплохой суповой набор - тут и старый верный друг еще со школы, тут и откровенные антагонисты (в том числе сводный брат, что усиливает конфликт), отец, который непонятно чего хочет и действует очень странно, новые знакомые, отношения с которыми выстраиваются не сразу, и полностью от недоверия не вылечиваются. Пожалуй, мне не хватило только доброго наставника - потому что Василису наперебой снабжают различными артефактами и пробуждают в ней силы, но учить пользоваться ими особо никто не спешит.
Насчет того, чтобы оттенять качества - с этим сложно. Героиня достаточно импульсивна, но когда события начинают раскручиваться, тут уж не до рефлексий, и все герои так или иначе начинают шевелиться. Что же до красоты, то в первой книги персонажи мужского пола рядом с Василисой находятся намного дольше, чем изредка мелькающие женского - и никакого особого сравнения не происходит. Но зато на фоне истеричной антагонистки Василиса гораздо лучше владеет собой, и поэтому финал, несмотря на вмешательство отца, во многом выглядит ее личной заслугой.
Итог - Наталья Щерба, планируя заранее замахнуться на цикл, щедро раскидывает по первому тому огромное количество героев, чья роль не всегда ясна для читателя (что само по себе служит крючком). Иногда отсутствие четко обозначенной мотивации сбивает с толку - но в целом к концу книги героиня с горем-пополам определяется хотя бы с тем, кого однозначно считает противником. И то хлеб.
Впереди у нас - последняя часть анализа, а именно - сюжет.