Найти в Дзене
Наталья А. Шатц

Толстяк добрый или добряк — толстый?

Чем грозит самоизнасилование позитивом — эмоциональное искажение, перекос в сторону "радости"? Например, обжорством и избыточным весом. Или — другой деструктивной зависимостью.

Как я писала в предыдущей статье, у человека, который осознанно или бессознательно принял решение "жить на позитиве", начинаются эмоциональные искажения. Ну или эдакая избирательность: вычеркивание (подавление, отрицание, вытеснение и замещение) из своего естественного эмоционального фона одних чувств (“негативные”), и искусственное “раздувание” других (“позитивные”).

Искусственное, поскольку любые "положительные" эмоции — следствие удовлетворенных потребностей. А что происходит, если принято решение быть жизнерадостным во что бы то ни стало? А вот что: потребности не удовлетворяются, но при этом человек заставляет (буквально) себя радоваться. И это — все равно, что пытаться вырастить что-то на истощенной бесплодной почве. Оно, это “что-то”, начнет расти, да. Но недолго. И плохо. Потребуется подкормка, удобрение.

Так и с эмоциями: какое-то время получится заставлять себя радоваться “без причины” (глубинной, как ты понимаешь), но затем все равно потребуется хоть какой-нибудь источник энергии для этой самой радости. И что в этом случае делают большинство? Верно, начинают создавать себе “базу” для позитива. А знаешь, какой самый простой способ в этом плане? Ага, еда. Вкусняшки.

Знаешь, существует такой стереотип-убеждение, мол, полные люди (люди с избыточным весом), за редким исключением, — добродушные весельчаки? И эту тенденцию и впрямь можно наблюдать: да, полные — они добрые. Позитивные.

Но вот вопрос: что здесь является причиной, а что следствием? Полнота — причина доброты, или же наоборот, доброта (а точнее, насильственный перекос в сторону "позитивчика") ведет к полноте?

По моей версии, верно второе. Хотя бы потому, что, например, рождаемся мы все примерно в одном весе: три килограмма, плюс-минус, не так ли? Да и большинство из тех, кто затем без объективных причин (заболеваний, ведущих к ожирению), обрастает лишним весом, изначально были стройными. Да, можно объяснить набор веса генами, семейными пищевыми привычками, еще чем-то. Но по моим наблюдениям (в том числе, и за участниками моего проекта “Лёгкость”, которые после "перестановки мебели в голове" стройнеют — несмотря на гены и семейные сценарии), очень распространенной причиной ожирения сегодня является сознательное или бессознательное решение “жить на позитиве”.

Если говорить упрощенно, то происходит следующее: вместо осознания и удовлетворения своих потребностей, человек начинает искусственно загонять себя “в радость”, а дабы обеспечить базу для этого “позитивчика”, начинает есть.

Наверняка все слышали об эмоциональном заедании? Ага. Так вот, в данном случае я говорю об эмоциональном НАЕДАНИИ: люди пихают в рот не самые полезные вкусности, дабы НАЕСТЬ себе положительных эмоций. Ибо верят, что ДОЛЖНЫ быть жизнерадостными несмотря ни на что и вопреки всему.

Иначе говоря, сначала человек решает быть “добрым” (а за ребенка решаю значимые взрослые, запрещая проявление “негатива” и поощряя “позитив”), а затем начинает наедать “почву” для этой доброты.

Впрочем, кроме пищи есть и другие способы искусственно создать себе “радость” — и ты их наверняка знаешь: алкоголь, наркотики, секс (когда на уровне зависимости, так называемый, сексоголизм) и другие зависимости. То есть, по большому счету, можно сказать, что такая вот насильственная (или самонасильственная) жизнерадостность — одна из причин зависимостей.

И еще интересный момент: казалось бы, почему для создания искусственной радости мы выбираем такие вот, деструктивные способы? Ведь есть же, скажем, творчество, увлечения, или — любовь, влюбленность. Почему не их? Все просто. И в творчестве, и в любви мы гарантированно встретим не только радости, но и — что? Правильно, “гадости”: разочарование, страх, ошибки и переживание неудачи. Ну и так далее. А все это, как ты понимаешь, ставит под угрозу "жизнерадостность”.

Радости в гадостях

Что же делать? В принципе, можно было бы и не писать этот вопрос, думаю, и так понятно: уравновешиваться. В том смысле, что разрешить себе быть не только “добрым”, но и “злым”, не только “веселым”, но и “грустным” (и даже унылым). В общем, разрешить себе весь эмоциональный спектр. И перестать насиловать себя “позитивчиком”.

Правда, все это проще сказать, чем сделать, не так ли? Бессознательные привычки сильны, к тому же, подкреплены бессознательными же иррациональными страхами (страхом отвержения, например). Усилием воли их не изменишь. И потому своим клиентам-”позитивистам” я обычно предлагаю такую задачу: учись искать радости в гадостях.

Ты скажешь, ну и какая разница? Она есть. Смотри: чтобы искать радости в ГАДОСТЯХ, нужно как минимум допустить, что эти самые гадости существуют. Причем, в твоей жизни. И — в тебе. Не отмахиваться от них, не замещать их позитивненьким “у меня все хорошо”, а смотреть на себя и на жизнь вот с такой позиции: у меня есть страх, и есть способ справиться с ним (и ЭТО хорошо). У меня есть злость — а значит, есть, например, чувствительность к нарушению моих границ (и ЭТО хорошо). Понимаешь смысл? Ага. И это только во-первых.

А во-вторых, смотри: “негативные эмоции”, как ты помнишь, сигналят о потребностях, которые нуждаются в удовлетворении, так? И рассматривая “гадости”, ты, собственно, обнаруживаешь эти самые потребности. Другими словами, перестань насиловать себя искусственным оптимизмом, удовлетворяя какую-то одну, “заместительную” потребность. Вместо этого учись контактировать со своими истинными желаниями. И реализовывать их. И вот тогда в твою жизнь войдет истинная же радость.

P.S. Копирование материалов на сторонние сайты запрещено, а вот за репосты в социальные сети с указанием ссылки буду весьма признательна))).