Пару недель назад я стояла в супермаркете перед витриной и с тоской смотрела на упаковку с курицей. Курица была большая, жирная, судя по предыдущему опыту покупок, довольно безвкусная, выращенная в инкубаторе и напичканная антибиотиками и гормонами для более быстрого роста, чтобы скорее быть доставленной на полку, запечатанной в полиэтилен.
Когда я наблюдаю некоторые бизнесы, они мне сильно напоминают эту самую курицу: искусственно выращенные в инкубаторах-акселераторах, с высокими оборотами и их с виду довольными владельцами (хотя тут вопрос, как те себя на самом деле чувствуют). Проблема в том, что продукты, которые они производят и продают, чувство голода-то убирают, но в долгосрочной перспективе потреблять их для здоровья совсем неполезно. Меня в такие бизнесы пару раз звали заниматься маркетингом, но при ближайшем их рассмотрении меня охватывала такая же тоска, как тогда в супермаркете, и я сваливала под любым благовидным предлогом. Потому что мне нравятся органические продукты.
Недавно на собрании менторов федеральной программы менторинга (Red de Mentores), где я работаю с предпринимателями на волонтёрских началах, в процессе обсуждения и обмена опытом один из коллег заикнулся о том, что его подопечный развивается медленнее, чем мог бы. Наш вердикт был почти хором: «Не трогай! Пусть лучше рост будет естественным». И я как-то внутренне порадовалась, что мой взгляд разделяет большинство, что органично выросший бизнес всяко лучше напичканного гормонами роста гм… уродца. И наша задача не ускорять развитие наших подопечных, а сопровождать их в нём, помогать преодолевать естественные же трудности, вроде кризиса, в котором сейчас находится аргентинская экономика, а не увеличивать обороты в Х раз.
Это не означает, что мы не знаем, как увеличить собственные обороты в Х раз или обороты наших клиентов. Мы знаем, но знаем так же, что для того, чтобы им в этом росте было хорошо, и их клиентам тоже было хорошо в долгосрочной перспективе, ключевое слов для всех нас — «постепенно».
Поэтому я мысленно хватаюсь за голову, когда ко мне приходят клиенты с вопросом: «Я уже год/два/три/пять… (подставьте нужную цифру) развиваю свой бизнес, где мои миллионы долларов? Почему всё так медленно?» Когда мы начинаем вместе анализировать условия и предпринятые действия, то оказывается, что не медленно, а вполне нормально. Продолжая параллели с сельским хозяйством, можно тут удобрить и там подстричь, чтобы урожай был больше, но в целом для естественного роста всё и так идёт неплохо.
И здесь уже вопрос к клиентам, они как хотят, чтобы было экологично или быстро? Если им надо быстро в ущерб экологии, то я точно не их специалист. Если для них экологичность развития важнее скорости, то можно вместе поработать над повышением производительности и урожайности.
Жаль, что фермерских кур у нас в окрестностях не продают или продают, но я не знаю, где, так что потребление курицы пришлось сократить до минимума. К счастью, с выбором клиентов дела обстоят намного лучше.
Картинку эволюции бройлерных кур оставлю для наглядности, чтобы было понятно, какой вариант развития вам ближе. Под оригинальным постом был комментарий о том, что подобные результаты были достигнуты путём селекции, а не химии. Я не специалист в сельском хозяйстве и могу ошибаться, но давайте взглянем на панораму бизнеса и через эту линзу. Все мы знаем, что на рынке побеждает не всегда тот, кто производит полезные в долгосрочной перспективе продукты и играет по-честному. Я уже приводила пример на эту тему в недавнем посте «Что такое маркетинговая стратегия и зачем она нужна микробизнесу?». К сожалению, чаще всего массовость берёт верх над полезностью и основным показателем успеха продукта остаются обороты и прибыль. Почему так происходит — тема для отдельного разговора, но факт остаётся фактом. Из промышленной курицы не получается сварить холодец: она расползается в кастрюле и превращается в невнятное и невкусное месиво. Но я всё ещё не теряю надежды найти где-нибудь на это дело старого деревенского петуха.
Если вам близок мой подход, то об условиях работы со мной можно почитать на странице Услуги, а записаться на консультацию отправив письмо на почту marketing@hanna-kash.ru или сообщение в WhatsApp/Telegram +54 9 11 3294 2250.