Найти тему
Моя рука рядом

Будь как море. Поволновались и хватит

Нас учили, что злиться, а точнее, проявлять гнев нехорошо, невоспитанно. Когда эмоция охватывает, человек неосознанно выпрямляет спину, чуть наклоняется вперед, готовый в атаке, кровь приливает к лицу, набухают вены на шее, губы сомкнуты, пальцы неосознанно сжимаются в кулак. Внутри закипает, а вот контроль над разумом дает задний ход. Подобное поведение на работе и в семье не приветствуется. И что, спрашивается, делать?

Многие психологи и коучи советуют побить грушу, подушку, покричать в таз с водой. То есть перенести вектор внимания - выместить накопившуюся злость на другие объекты без серьезных последствий. Также рекомендуют заняться спортом, творчеством или целиком погрузиться в работу. Потому что гнев – мощная эмоция, которая дает массу энергии. Такие методики, безусловно, считаются полезными, вот только причина возникновения агрессии останется, и, возможно, ситуация повторится.

Можно и нужно

Во многих источниках гнев определяется под знаком минус. Но правда в том, что отрицательных, как и положительных, эмоций не существует. Это адекватная реакция, физическая и психологическая, на внешние факторы, которые угрожают безопасности. Хороши реакции или плохи стало решать общество в процессе социального развития. «Это сигнал, что нас что-то расстраивает» - говорит Дианна Геддес, профессор в Университете Темпл. Психологами эмоции определены как субстанции, которые должны проявляться. А вот насколько конструктивно человек их проявляет, показывает его степень развития.

Фраза «сама невозмутимость» воспринимается как комплимент и доказывает внутреннюю силу человека. Когда возникают эмоции вроде грусти, разочарования, злости, популярная реакция - игнорировать, гасить. Вот только никуда они не деваются, и со временем, наслоившись, выплескиваются в самый неподходящий момент. Другая крайность – разрушающее проявление агрессии – вербальное, физическое. Иногда человек получает удовольствие от подобных действий и состояния ярости: сам себя подзаводит, доводя до безумия, провоцирует окружающих. Как вы могли догадаться, ни один из этих методов работы с негативными состояниями не приносит радости ни себе, ни людям.

Долго лежит снег на необработанных, диких местах; но где земля сияет, укрощенная плугом, он тает, скорее инея. Так же и гнев в сердце человеческом: он долго владеет умами дикими, скользит между утонченных. (Гай Петроний Арбитр)

Профессор Геддес утверждает: «Когда мы испытываем чувство гнева, полезно остановиться и задуматься о том, что именно заставляет нас злиться». Гнев как мощный импульс энергии толкает нас действовать. И здесь важно двинуться в правильном направлении.

6 шагов, которые помогут проработать момент, когда вы оказались в ярости, но сесть за причинение физического вреда пока не готовы:

1. Встал и вышел

Первым делом - физически выйти из конфликта. И не нужно воспринимать это как позорное бегство. Когда вы абстрагируетесь от ситуации, вы даете возможность нахлынувшим эмоциям успокоиться и понизить градус. Но не заглушить и спрятать, а осознать и выдохнуть. И дальше уже можно приступать к действиям. В противном случае, есть риск не совладать с собой, и понеслась.

Но если вы никак не можете покинуть раскаленное пространство, Геддес рекомендует сказать «обидчику» : «Я испытываю чувство гнева из-за того, что ты сказал/сделал. Дай мне несколько минут, чтобы остыть, а затем предлагаю обсудить проблему и прийти к положительному решению». Эта фраза может показаться высокопарной, но попробуйте раз и удивитесь, насколько люди могут быть восприимчивы.

-2

2. Отвлечься

Эмма Сеппала, научный директор Центра Исследования Сострадания и Альтруизма, утверждает, что гнев затрудняет логическое мышление, активируя центры головного мозга, отвечающие за эмоции. Наверняка вы слышали фразу раскаявшегося «Я на эмоциях такого наговорил, ужас!». Пусть гнев – вполне нормальное ощущение, но прежде чем действовать, стоит максимально успокоиться. Здесь в ход пойдет бесконечное количество способов умиротворения: прогулка по парку, медитация, танцы, просмотр любимого фильма, разговор по телефону с близким человеком. Все, что вернет вам нейтральное эмоциональное состояние и поможет заново взглянуть на ситуацию. Свежим взором.

3. Под другим углом

В состоянии гнева мы часто мыслим крайними категориями - «Да я таких дураков еще не встречал!» «Это худшее заведение, где я только был!» «Что бы я еще раз согласился на это? Никогда в жизни!». Но лишь немногие люди ужасны на 100%, и немногие ситуации тупиковы. Негативная мыслительная жвачка может довести нас до состояния «вся моя жизнь разрушена». Но когда мы без эмоций рассматриваем ситуацию, то способны на объективную оценку. Полезно задать вопросы - какие факторы привели к такой ситуации так ли она безнадежна, что я могу сделать для исправления, какой опыт я приобрел?

Если вы способны решить проблему, то беспокоиться нет смысла. А если не можете, какой смысл в волнениях?
-3

4. Весь мир против меня

В момент, когда коллега начинает выводить вас из себя, взгляните на него. Он действительно специально это делает? Возможно, он даже не понимает, что своими действиями задевает вас. Бывает, мы подшучиваем над близкими просто ради веселья. А потом удивляемся, почему они обижаются. Иногда мы не можем предсказать реакцию собеседника на свои слова или поступки. И велика вероятность, что человек, на которого вы злитесь, не хотел причинить вам боль. Например, вас раздражает коллега, постоянно слушающий музыку в наушниках, потому что вы ее тоже слышите, и она вам ну совсем не приятна. А коллега всего лишь помогает себе сосредоточиться.

5. Хотите поговорить об этом?

Теперь самое интересное и, пожалуй, сложное. После того, как мы остыли, выдохнули, осознали, рассмотрели проблему со всех сторон, пришла пора действовать. При разрешении конфликтов есть риск скатиться в обвинение оппонента, а там и до перехода не личности недалеко. Важно сфокусироваться на своих чувствах, озвучить их, свои потребности и предложить вариант разрешения ситуации. Вместо «да как ты можешь быть таким невнимательным бездарем, из-за которого мы прошляпили дэдлайн» можно «Я чувствую разочарование, поскольку считал, что у нас слаженный коллектив. Предлагаю обсудить распределение обязанностей, чтобы ситуация не повторилась». Высокопарно? Да. Обидно? Нет.

6. Понять и простить

Когда человек злится, эгоцентризм полностью захватывает его. «Я исключительно прав, а вот оппонент полный дурила». Вместо того чтобы искать правых/виноватых, спросите у человека, почему он так поступил. Да, это верх мастерства, приглушающий собственную гордыню и оставляющий пространство для мнения другого человека. В этот момент рождается высшая коммуникация на основе вежливости и сочувствии.

Разумеется, эти методики применимы не ко всем конфликтам, особенно крайне агрессивным. Но в разногласиях на работе или дома важны коммуникация и комфортная атмосфера. После парочки разрешенных противоречий как-то легче жить становится.

-4

На канале "Моя рука рядом" мы рассматриваем стрессы современного общества: проблемы на работе, в семье, личностный кризис. С помощью экспертного мнения приводим методы их преодоления. Подписывайтесь, чтобы первыми получать новые статьи.