Наверное, уже многие понимают, что телесные и психические процессы взаимосвязаны, а душевное здоровье зависит от здоровья телесного. В свою очередь телесная пластичность способствует развитию гибкости мышления и повышению стрессоустойчивости.
Положительные эмоции могут усиливать иммунитет, и наоборот дефицит положительных эмоций приводит к его снижению и возникновению различных симптомов.
Подумайте, как часто вы радуетесь, смеётесь, испытываете чувство комфорта и удовлетворенности. Если часто, то я искренне рад за вас. Однако чаще я наблюдаю иную картину.
Однообразие, скука, к сожалению, частые спутники нашей жизни, которые способны значительно снизить настроение, вплоть до депрессии. К этому же приводит и тенденция видеть в окружающем мире только негатив и накапливать его.
Но часть людей способна противостоять негативу и уметь радоваться жизни.
Почему люди неоднозначно реагируют на жизненные события?
Ответить на этот вопрос поможет теория личности, разработанная основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом.
Согласно этой теории, всё то, что мы можем логически объяснить, то, что доступно нашему пониманию, является лишь верхушкой айсберга. Огромную часть айсберга, скрытую под водой представляют подсознательные и бессознательные процессы, которые не осознаются, но определяют наше поведение.
Например, такие безусловные рефлексы, как кашель и чихание происходят непроизвольно. С их помощью организм избавляется от чего-то вредного. Мы об этом не задумываемся, так же, как мы не думаем какую ногу ставить первой при ходьбе.
Согласно теории Фрейда, личность состоит из трех структур: Ид, Эго, и СуперЭго (или Оно, Я и Супер-Я).
Ид - это все желания, фантазии, инстинкты, которые требуют немедленного их исполнения.
Новорожденный является воплощением чистого Ид, все желания которого должны удовлетворяться по первому требованию. Ребенок действует в рамках принципа удовольствия.
По мере взросления ребенку приходится столкнуться с реальностью, когда немедленное удовлетворение желания невозможно. Ребенок учится терпению и умению удовлетворять потребности через определенное время и в подходящих условиях (приучение к горшку). Так формируется Эго - часть личности, которая помогает ребенку адаптироваться к требованиям реальности и научится переносить невзгоды. Другими словами, ребенок учится ждать подходящего момента, чтобы удовлетворить свою потребность. Например, пока нет бутылочки с молоком можно заменить её сосанием пальца или игрушки (сублимация).
Взрослые могут перенаправлять свою энергию с неприемлемого (в силу разных причин) объекта на приемлемый или доступный, как герой известного кинофильма.
По мере развития и под влиянием воспитания ребенок усваивает нормы и правила поведения, "что такое хорошо, а что такое плохо". Формируется понятие границ (можно-нельзя), а вместе с этим и Супер-Эго, формирующее через запреты и поощрения чувство ответственности.
Супер-Эго включает в себя: а) Эго-идеал и б) Совесть.
Эго-идеал – совокупность понятий о том, каким нужно быть, чтоб тебя все (а прежде всего родители) любили, которое формируется через похвалу и поощрения.
Совесть выстраивается через запреты и наказания, с сопутствующими чувствами вины и стыда.
Источники внутренних конфликтов личности
Первый конфликт - между Ид (я хочу) и Супер-Эго (мне нельзя).
Второй конфликт – между удовлетворением потребности и ценой, которую за это придется заплатить (выбор).
Способ решения этих конфликтов будит зависеть от силы каждой из трех составляющих личности.
Если Ид гораздо сильнее, чем Эго и СуперЭго, то человек будет удовлетворять свои желания, не считаясь с нормами и правилами поведения (психопатии).
Если главенствует Супер-Эго, то человек находится в жестких тесных рамках и страдает от неисполненных желаний и сдерживаемых эмоций. У людей такого склада часто развиваются соматоформные расстройства.
Если Ид и Супер-Эго сильные, то Эго начинает испытывать сильное давление, как между молотом и наковальней. Начинают работать имеющиеся психологические защиты. Если они не эффективны, то может развиться невроз или психоз.
При достаточной силе Эго человек хорошо адаптирован в жизни. Он не испытывает без повода чувства вины, берет на себя ответственность за свои поступки, принимает достоинства и недостатки в себе и других людях, достигает своих целей, не нарушая границ других, видит как позитивные, так и негативные стороны жизни.
Конечно никто не застрахован от стрессов.
Когда стресс-фактор сильный (либо не сильный, но воздействует длительное время), он может приводить к нарушению различных функций организма. Это выражается в плохом настроении, вспыльчивости, раздражительности, нарушении сна, обострении разных хронических заболеваний.
Высокая или низкая стрессоустойчивость, подверженность определенным заболеваниям зависит от личностных особенностей
Можно ли что-то узнать о своих личностных особенностях?
Конечно да.
Для определения личностных особенностей существует множество тестов. Вы можете пройти тест в онлайн-режиме, который займет не более 20 минут вашего времени.
Вы спросите: "А если я узнаю свои особенности, то болеть перестану?"
Я вам отвечу одной китайской притчей.
У одного китайского мудреца было много учеников, и среди них был один, который сомневался в мудрости учителя и однажды решил его проверить.
Ученик рассуждал так: "Сейчас я поймаю бабочку и пойду к учителю. Я спрошу у него, что у меня в кулаке. Он скажет - бабочка. Тогда я спрошу: А какая она? Живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, то я открою ладонь, и бабочка улетит. Если скажет, что живая, то я сожму её и покажу уже мертвую. В обоих случаях учитель будет посрамлен".
Когда ученик пришел к мудрецу и спросил: "Учитель, что у меня в руке?" Учитель немного подумал и сказал: "Бабочка".
- А какая она? Живая или мертвая?
Старый китаец посмотрел ученику в глаза, улыбнулся и ответил: " А это будет зависеть только от тебя".