"Английский с трех (а то и с двух лет)" - такое предложение сейчас есть в ассортименте любого детского клуба. Родители при этом делятся на две группы, одна из которых считает, что, чем раньше ребенок начнет учить язык, тем лучше, а другая уверена, что это бесполезная нагрузка для ребенка. Раннее развитие - это тренд, книги и интернет буквально кричат молодым родителям, что "после трех уже поздно", соседки по детской площадке удивляются: "Ах, ваш ребенок еще не учит английский? Мы второй год ходим!". Стоит ли начинать учить язык в три года? Попробуем разобраться.
Сразу уточним, что мы не берем во внимание билингвизм, потому что там работают совсем другие механизмы. Расскажем только об изучении иностранного языка в формате регулярных занятий, которых проводятся в детских центрах и садах.
Итак, плюсы раннего изучения иностранного языка:
1. Развитие памяти, внимания и интеллекта. Изучение новых слов с помощью карточек и игрушек прекрасно развивает память и внимание ребенка. Урок игрового английского - прекрасное развивающее занятие для дошкольника. Логические связи в иностранном языке отличаются от родного языка, чтобы запомнить новое слово или фразу, а потом еще и применить его по назначению, нужно удержать в уме и звук, и картинку, а это требует серьезного напряжения мыслительных способностей малыша. Занятия для дошкольников проходят очень активно - с песенками, танцами и играми. При этом темп усвоения материала очень неспешный, буквально “шаг вперед, два назад” - выучили слово или фразу, повторили, выучили еще одно, повторили и его, и предыдущее.
2. Формирование интереса. Это одно из ключевых преимуществ раннего изучения английского языка. Со временем граница между детьми, начавшими учить язык в дошкольном возрасте и с 1-2 класса школы, стирается, но огромная разница в мотивации тех и других остается. Интерес, который был заложен в раннем возрасте, остается на очень долгое время и делает изучение иностранного языка очень увлекательным процессом и во взрослой жизни.
3. Отсутствие языкового барьера - очень серьезный плюс. Огромное количество взрослых, которые начали учить английский в школе, не могут открыть рот в присутствии иностранца, при том, что неплохо знают грамматику и имеют достаточный словарный запас. Причина этого, в основном, в школьном формате изучения - сначала грамматические правила, потом слова, а потом немного поговорим, если у учителя остается время. Школьники, как правило, очень мало говорят по-английски на занятиях, тратя больше времени на изучение правил и лексики, и поэтому чувствуют себя очень некомфортно в ситуации, когда нужно что-то сказать по-английски. У тех, кто начал постигать английский до школы, этой проблемы, как правило, не возникает, ведь они “говорят” (повторяют слова и фразы сначала за учителем, а потом в подходящей обстановке) с первого занятия. Все изучение английского в дошкольном возрасте построено на общении через английский при минимальном использовании родного языка. Ребенок просто привыкает к тому, что когда он говорит на английском, его понимают, и не боится сделать ошибку. А это и есть прививка от языкового барьера в будущем.
4. Укрепление привязанности между родителями и ребенком. Любая совместная деятельность сближает. Дошкольник, который выучил что-то новое и интересное на занятии, обязательно поделится этим дома, и тут дело за родителями - сказать ему еще одно слово, которого он не знает, попросить нарисовать картинку, иллюстрирующую это слово, или просто вместе повторить слова и фразы после занятия.
5. Уверенность в себе. Любой преподаватель английского знает, что основная проблема взрослых - неверие в свои силы. “Я всю жизнь учу английский и так и не выучил”, “У меня нет способностей к языкам” - все это успешно предотвращается в дошкольном возрасте, и тогда в школу ребенок приходит уже уверенным в том, что он может говорить по-английски.
6. Произношение. Маленькие дети подражают любым звукам, поэтому если у преподавателя английского хорошее произношение - ребенок очень легко его усвоит. Этот аспект важен и при восприятии речи на слух - привыкнув слышать и понимать правильную английскую речь, ребенок будет увереннее чувствовать себя в языковой среде.
А теперь минусы:
1. Отсутствие преимущества в знаниях. Раннее изучение английского не дает форы в языковых познаниях в будущем. Если в первом-втором-классе, на самом старте школьного изучения английского, ребенок знает больше одноклассников, то уже к концу года это отличие нивелируется. То, что дошкольнику удается выучить за два-три года, ученик третьего-четвертого класса выучит за год. Поэтому многие родители и не торопятся “отдавать” ребенка на английский.
2. Вероятность частых перерывов. Многие дошкольники часто болеют и занятия приходится пропускать. Из-за этого ребенок может забыть многое из того, что выучил на занятиях, а наверстать пропущенное дома довольно затруднительно, если родители не знают английский (да и если знают - тоже). Когда ребенок приходит в группу после болезни, он может испытывать дискомфорт от того, что по программе дети ушли вперед и не понимать нового материала. Но квалифицированному преподавателю по силам справиться с этой проблемой.
3. Вероятность перегрузить ребенка. Это относится не только к раннему изучению английского. Часто родители, желая малышу лучшего, чересчур увлекаются развивающими занятиями и спортивными секциями. В итоге вместо любознательного и увлеченного ребенка появляется уставший, капризный малыш. Все хорошо в меру - эта фраза применима и для раннего развития в том числе.
4. Скучно в школе. Очень часто дети, которые до школы ходили на занятия английским языком, скучают на школьных уроках английского - ведь они уже проходили это в детском клубе. Но со временем это проходит - материал в школьных учебниках усложняется, добавляются незнакомые слова и грамматические правила.
Подводим итоги. Плюсы раннего изучения иностранного языка, на первый взгляд, не очевидны - пробуждение и развитие интереса, улучшение памяти и внимания и так далее. Знания у ребенка будут ровно до начала изучения английского в школе, потом он сравняется со сверстниками. Но именно эти неочевидные преимущества дадут ребенку серьезную фору и в школе, и во взрослой жизни - мотивацию к изучению и веру в свои силы.
И еще.. Взрослому, чтобы начать комфортно пользоваться иностранным языком, нужно наработать достаточно большой словарный запас - сравнимый со словарным запасом в родном. Он у взрослых уже очень приличный, поэтому и для изучения языка требуются серьезные усилия. У ребенка тот же самый процесс займет намного меньше времени, ведь словарный запас еще небольшой, и когда он выучит необходимое количество слов и фраз, он поймет, что у него есть настоящая суперспособность и это чувство станет первым шагом на пути к свободному владению английским в будущем.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.