По плану нашей экспедиции из Горной Оби нам предстояло по протоке Нюрик перейти в Малую Обь и дойти до поселка Мужи. Почему не Устрем или Шурышкары или любой другой из редких поселков? Очень просто, еще зимой в период подготовки к путешествию, я обзванивал администрации сельских советов, с целью выяснить, есть ли в селе возможность дозаправки катера. Теперь, уже почти пройдя весь маршрут, понимаю всю нашу наивность. Идти по реке на глиссере, регулярно перетаскивая в катер тонны бензина, воды и еды, может только очень и очень легкомысленный, но сильный и выносливый человек. Это уже будет не путешествие, а как в том анекдоте «я комсомолец и не могу без трудностей». В пути мы заправились всего три раза: в Нске – 60 литров дизтоплива и 60 литров бензина,
в Победе – 200 литров дизтоплива,
в Сургуте – 100 литров дизтоплива.
В Хантах еще пару канистр наливали, но это уже так, на всякий случай, они остались неиспользованными. Наше общение с топливом заключается в извлечении очередной канистры из склада ГСМ и слив ее содержимого в топливный бак примерно 1 раз в сутки. Даже при этом возня с топливом надоела до тошноты, что говорить о том, если перетаскать и перелить не 450 литров, а в 10 раз больше? Именно столько понадобилось бы нам, прими мы решение идти на нашем катере в глиссирующем режиме. Мы встречали на реке катер, по размерам соизмеримый с нашим, идущий на глиссере. Он весь был увешан канистрами с топливом. Нам такой поход не нужен! Не стану скрывать, лишних 200 000 рублей на топливо у нас тоже нет.
Да и что можно увидеть с летящего над водой катера? Скорость 10-15 км в час самая подходящая для таких путешествий как наше. Во первых - можно не бояться перегруза идя на водоизмещении, во вторых и пейзаж не успевает надоесть и всё рассмотришь как следует, в третьих топливо экономишь. Сплошные плюсы. К тому же, штиль на реке случается редко, а при волнении, даже эту, небольшую, скорость приходилось сбрасывать, иначе катер начинал зарываться носом в волну.
Вернемся к Мужам. В ответ на мой звонок, раздался приветливый женский голос, такой нежный, что у меня сразу появилось желание увидеть его обладательницу. Вот поэтому и Мужи. Хотя, судя по всему, будем в Мужах в субботу и эта сладкоголосая фея, наверняка будет сидеть дома, подтирая сопельки своим деткам-ангелочкам. Но ничего, в Мужах нам предстоит встреча с репортерами ямальских телеканалов. Они каким-то образом умудряются выходить с нами на связь и назначать встречи в самых неожиданных местах. Подустали мы уже от внезапно навалившейся славы, но никуда не денешься. Успешность любого биологического вида определяется количеством потомства. В нашем случае, успех всей затеи зависит от количества людей, которые захотят повторить наш маршрут и поэтому популяризация с помощью СМИ – неоценима.
Катер резал гладь фантастически красивой реки.
Протока Нюрик ожидаемо оказалась для нас со встречным течением и неожиданно широкой.
Пошире нежели Обь в районе Барнаула, примерно так раза в полтора, а местами и в два, длина ее 25 километров, нумерация километража против течения от впадения в Большую Обь.
Напомню, что наш катер относительно терпелив к ветрам всех направлений и панически боится встречных течений. В стоячей воде его скорость 9 км/час, а при встречном течении 3 км/час может упасть и до 4. Сюда еще добавить встречного свежего ветерка, а сегодня, по всем прогнозам, он есть, и мы это видим, и катер может замереть на месте. В самый бы раз прейти на стационар, но предпоследний винт, подходящий для ПОКа, мы бесславно утеряли, забыв зашплинтовать гайку, а ставить последний винт всем было лень. Да и хорошо бы передать катер новому владельцу хотя бы с одним штатным винтом. То, как мы крошили винты, говорит о том, что нам их руками лучше не трогать. Поэтому иду вверх по протоке, отчаянно лавируя в поисках мест с наименьшим течением и ветром. Это удается и за три с небольшим часа мы оказываемся в Малой Оби, где к нашему появлению ветер разогнал добрую волну.Идем, прижавшись к подветренному берегу. Мы уже попривыкли к капризам реки и как-то договариваемся с ней. До Мужей 100 верст, ПИМ приготовил знатную яичницу с луком. Пойду обедать. Скорость реки 5 км/час. Фигасе, разогналась.
«Вахта №8. ПИМ. 21:00-24:00, 10.08.2018 года.
Основную связь с большим миром поддерживал Пим и вынужден сказать, делал он это не по своей воле. На свою беду, незадолго до путешествия, он приобрел супертелефон, и мы тут же насовали в него всяких вайберов, вацаппов, мегафонов, геолокаций… Он всячески сопротивлялся, пока ему не пригрозили полной конфискацией имущества в пользу мировой революции. А раз уж связь есть, то он ей и пользовался единолично, изредка сообщая нам разные новости, например, свежие прогнозы погоды. Более всего в этих прогнозах нас, разумеется, интересовали сила и направление ветра. Дождя и холода мы не боялись. По последним сводкам выходило, что скорость ветра к вечеру 10 августа усилится до 10 м/сек, при порывах до 17. Когда в 9 часов вечера по судовому времени, после сытного ужина, Петр заступил на вахту, первые признаки непогоды только-только давали о себе знать мелкой рябью, пробегавшей по зеркальной глади воды. Мы уже знали, что подобная рябь – предвестник большого волнения.На всякий случай придерживаемся подветренного берега. Навигатор показывает, что прямо по курсу приближается крупный остров. Подходим поближе и видим бакен, разделяющий два судовых хода: он такой красно-бело-полосатый. То есть мы можем идти по обеим протокам. Выбираем левую, потому как за первым же мысом на карте указан населенный пункт Азовы. Часто так бывало – на карте название есть, а фактически ничего нет. Возможно и здесь такая же песня, кому взбредет в голову селиться на острове, хоть и на таком большом? Катер выныривает из-за спасительного мыса на открытую воду, и мы понимаем, что метеорологи в этот раз сказали чистую правду. Начинается болтанка, а неподалёку от левого борта разыгрывается настоящая водно-ветреная феерия. Снимок сделан 10 августа в 23час 54 минуты.
С пенных гребешков волн ветер срывает брызги. В лучах заката картина красивая, но слегка устрашающая, держимся правого берега. Но и здесь волны начинают доставать до лобового стекла. По-хорошему пристать бы к берегу, но очень уж не хочется пережидать шторм на этом пустынном берегу. Название «Азовы» нам встречалось в период изучения реки, и была надежда, что точка на карте окажется обитаемой, тем более, что в переводе с хантыйского оно означает «Ворота Оби». Когда волна совсем уж разгулялась, впереди по курсу мелькнули огоньки, нам оставалось только выбрать подходящее место для причаливания. На берегу стоят лодки и небольшой катер. Держим курс прямо на них. Оба-на! Со страху не замечаем выступающую из воды траву и на всем ходу залетаем на мель. Скорость 0, забегающая в заливчик волна раскачивает катер. Спящая смена, вскочив с лежанок, тревожно озирается по сторонам. ПИМ на вахте, Олег с Булычем бесполезны, так как еще толком не проснулись. Понимаю, что одевать «телепузики» и стаскивать катер с мели, кроме меня некому. Кряхтя и чертыхаясь, облачаюсь. На улице промозглый холод вперемежку с дождем и ветром и лезть в холодную воду не хотелось, да деваться некуда. Стащить лодку в одиночку не удалось, пришлось бодрыми окриками выгонять на корму Булыча с Олегом, чтобы они помогли веслами столкнуть катер. Столкнули, завелись и снова на мели. Ветром катер сносило в сторону озерца густо поросшего травой.Как раз туда, где лошади переплывают протоку.
Слегка психанул, ругнулся ласковым словечком и ушел на берег, весело наблюдая, как сонные еще матросы, нелепо размахивают веслами вдали. Но вот, наконец, им удалось развернуть катер носом к ветру, завести дизель и катер бодренько зашагал против течения . Тем временем, я подыскал подходящее место на берегу, указал на него рулевому и ПИМ лихо уткнул судно в глинистый берег. Забили в грунт кол, принайтовались. Отправили надобности, расстелили наши мешки и улеглись спать.
Корабельные часы отсчитывали первые минуты субботних суток 11 августа (интересная все-таки жизнь, сегодня, когда мы печатаем эти строки 30 августа, то есть всего 2 недели назад мы были у черта на куличках и сейчас в это уже слабо верится, хорошо, что вел вахтенный журнал, а то бы думал, что приснилось).
Вообще это так здорово, что во время похода была возможность что то пописать и хотя-бы частично сохранить эмоции. В автопутешествиях такой возможности нет,( днём едешь а по вечерам пиянствуешь:D) и от них остаются только фото-видеоматериалы. А это оказывается не совсем всё, что хотелось-бы сохранить в памяти.