Найти тему
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

Почему у Пермяков уши соленые

Фразу "Пермяк – соленые уши" я слышал неоднократно, но никогда не придавал ей значения, пока не оказался в Пермском крае и не попал в музей соли в Соликамске, где все встало на свои места.

-2

Про то, что соль из Перми развозилась долгое время по всей Московской области, я не знал. Местные поговаривают, что их соль самая лучшая, а правда это или традиционные рассказы для туристов, мы оставим специалистам. Лучше окунемся в историю добычи соли из-под земли. Именно из-под земли, как это было долгие годы в Пермском крае.

-3

Чтобы дотянуться до соляного раствора (здесь его называют "рассол"), нужна была скважина от 60 до 180 метров. Скважину "бурили" в течение 3-5 лет!!!

Я не ошибся. Бурения как такового не было, просто вырывали яму на 2 метра и когда она наполнялась водой, в нее опускали деревянную трубу с выдолбленной сердцевиной. Труба медленно уходила под землю, а сверху ставили еще одну, и еще одну.

На фото видно калибр скважины из которой сначала добывали рассол бадьями, а только потом опустили трубу подъемного насоса.
На фото видно калибр скважины из которой сначала добывали рассол бадьями, а только потом опустили трубу подъемного насоса.

Сначала рассол доставали как из колодца бадьями, а позже была сооружена и система подъемного насоса по типу современных нефтекачек, только приводимая в действие лошадьми.

Лошади ходили по кругу, а на сользаводе была специальная должность у мальчишек 10-12 лет – "ездок", который должен был равномерно кататься на лошади и приводить в действие механизм, позже замененный электрическим мотором.

Электромотор должен был стоять на платформе слева, а с помощью редуктора приводился в действие механизм напоминающий современные "качалки".
Электромотор должен был стоять на платформе слева, а с помощью редуктора приводился в действие механизм напоминающий современные "качалки".

После подъема рассола он подавался в соседнее здание, где располагался, фактически отстойник и аккумулировался (собирался) добытый раствор. Жидкость подавалась по деревянным трубам зарытым в землю, которые сохранились до настоящего времени.

-6

Другие трубы располагались снаружи и имели чопики: когда жидкость шла в накопитель, чопики вынимались, чтобы выпустить воздух, когда жидкость подавалась в варницу, чопики забивались, чтобы не выливалась. Никаких воздушных и обратных клапанов, все на механике и аналоговое.

-7

Дальше соляной раствор подавался в варницу, на "сковороду", так называемых цыренах или чренах. Где при поддержании постоянной температуры жидкость медленно выкипала, оставляя кристаллы соли.

Соль с нижнего этажа (цырена) лопатами перекидывалась наверх, на деревянную полку, где окончательно высыхала. Работники стояли в соляной каше в обычных лаптях. Представляете, что было с ногами?

-8

Жар под цырен подавался из котельной по каменным воздуховодам, расположенным внизу. Кроме соляной пыли, каши под ногами, здесь было еще и очень жарко. Условия труда были не самыми лучшими, если не сказать обратного.

-9

Еще одна интересная особенность – до 1940 года цырены были сделаны из клепанных листов стали и только в сороковом их заменили на сварные, которые уже не надо было постоянно герметизировать, чем раньше занимались подростки.

Процедура герметизации швов была просто, но не самой легкой: пока поверхность была еще теплой, перед заливанием очередной порции рассола, мальчишки выходили на нее и жуя черный хлеб, полученным мякишем замазывали все швы. Мякиш высыхал и не пропускал влагу.

-10

Полученную соль свозили в амбары, куда поднимали ее на высоту трехэтажного здания и сбрасывали вниз. Позже, слежавшуюся соль для транспортировки просто откалывали и загружали на транспорт.

Амбар был огромный, но он не сохранился. Сохранилась только его часть, без подъездных пандусов, по которым катили тележки с солью под самую крышу.

-11

Была попытка оптимизировать производство и сделать все этапы солеварения в одном здании, а не пускать раствор по трубам из одного в другое, но такая попытка не прижилась. В вижу высокой пожароопасности, один пожар губил сразу все производство, а если сгорало отдельное здание, то оставались другие.

-12

Настала пора рассказать, почему у Пермяков уши соленые, хотя фотография вам все уже позволила понять. Соль переносили на спине, по 60-80 килограмм, а соляная пыль по-любому просачивалась через мешки и попадала на кожу и больше всего от этого страдали уши...

-13

Теперь вы знаете, почему соль так ценилась и какого труда и времени стоил тот самый "пуд соли"...

-14

#ДзенПутешествие продолжается. Следите за обновлениями на канале "Путешествия за рулем", ведь впереди еще много интересного...

Мы все еще принимаем ваши комментарии, на какую тему вы бы хотели увидеть публикации и репортажи из путешествия. Пока у нас заказы только на музей паровозов и пейзажи края и они обязательно будут.

Ждем и ваших пожеланий...