ELN Insider, "Behind the Scenes", Issue 126, 2018
Планирование курса подготовки к IELTS (пересдача после "дцати попыток) - требует времени и принятия решений по вопросам выбора материалов, а также правильного распределения часов. Вопреки распространённому мнению, если случай сложный (тот, который рассматривается, именно такой), то нужно выделить часы на каждый ... предмет. А вот как оно в детальках - поясняется ниже.
СИТУАЦИЯ
Человек готовится к IELTS несколько лет, было более 10 попыток пересдачи. В процессе подготовки, как показал анализ, была сделана одна очень неприятная ошибка: как только один из проблемных продуктивных навыков (письма или говорения) чуть подрастал, его "забрасывали на семестр-два-три (!)", бросая все силы на прокачку "более слабого навыка". В итоге возник "эффект подпиливания ножек у табуретки" - один навык рос, второй откатывался назад, и наоборот. Поскольку предметов получается, что три (говорение, первое задание письменное, второе задание письменное), то нужно заниматься всеми тремя, причём каждым на отдельных целевых уроках. Если только говорить и писать эссе, то "скатывается" навык написание писем, если писать письма, но не писать эссе, то проседает навык написания эссе, если заниматься письмами и эссе, но не тренировать говорение по формату, обваливается показатель speaking. Это не "вселенский заговор". Это во всём так в жизни - какой навык качаешь, тот и растёт. Из неприятного - если нужно улучшить и speaking, и writing, то заниматься надо и тем навыком, и другим в течение того периода времени, который достаточен для роста уровня каждого навыка до нужного показателя. Регулярно, без перерывов на семестр-два. Если какой-то навык стабилизировался, то его всё равно надо поддерживать в форме, выделив на его "поддержание" хоть сколько-то времени, совсем забрасывать нельзя. В предыдущем предложении описана одна из самых частых причин, почему что-то не получается - "какой-то компонент" языка "долгосрочно заброшен" изучающим английский на фоне остальных: либо граммтика, либо фонетика, либо лексика, либо целый навык или комбинация навыков.
NB! Если бы речь шла о ситуации listening-reading стабильно выше 7, и западал бы на 0.5 балла какой-то один навык, speaking или writing, а второй был был бы тоже 7.0 уже, то я бы рекомендовала экспресс-курс 40 часов на speaking по формату в течение семестра или 40-60 часов на writing, тоже семестр. И в декабре 2018 года человек отстрелялся уже с вероятностью 90%. Однако, ситуация другая. Интенсивом, конечно, можно задачу решить по двум предметам (100 часов за 3.5 месяца с сентября по середину декабря), но это будет 8-10 занятий в неделю, и это никак не получится совместить с работой у заказчика - не все могут к работе 40-60 часов добавить ещё 30-40 часов английского на несколько месяцев (а именно столько надо будет добавить, так как помимо аудиторных занятий надо же будет ещё домашние задания делать и новые слова учить, и т.п. - по 3-4 часа самостоятельно на каждый аудиторный)
Плюс надо делать поправки на форс-мажоры (простуды-больничные ученика или преподавателя (все мы люди), отмены уроков по уважительным причинам нужно всегда закладывать в любой курс - к ним относятся, хотим мы или нет, также семейные праздники и прочие важные события дома, в мире, на работе, а также просто банальная усталость - в середине семестра всегда предлагается взять каникулы, равно как и между семестрами - без полноценного регулярного отдыха ("перезагрузки") КПД от занятий рано или поздно снижается, а если во время не среагировать, то может срикошетить на здоровье - если у человека работа full-time, то "английский к экзамену" - это вторая работа. Seriously.
FAQ Есть "секретные методы" же, вы что их не используете? Вы же писали как-то, что можно быстро иногда поднять баллы?
Есть только два секретных метода по письму тому же. Первый - это когда у человека отлично с грамматикой и лексикой, но не разобрался с форматом - что куда писать в какой абзац. Или если с пунктуацией сложности. Если только в этом дело, то часто проблемы с writing решаются в 12-24 занятия, но бывали случаи в 3-6 консультаций в моей практике тоже. С устной частью аналогично - быстро что-то можно сделать, если непонятка с форматом, тогда несколько консультаций решают задачу. Если же проблема в матчасти, то есть ровненько западают все параметры собственно языка, много мелких ошибок на лексику, грамматику, произношение, тяжело получается применять в речи устно и письменно, что в теории понятно (практики недостаточно было), то тут решений быстрых нет, кроме как системно учить английский, и статистика говорит, что по расчасовке - от 25 до 50 аудиторных занятий по каждому продуктивному навыку нужно на каждые 0.5 балла. Причём важно не допускать ошибки, которая описана парой абзацев выше - нужно постоянно заниматься обоими навыками. Если один заброшен, он предсказуемо "сгорает", и нужно начинать всё с начала.
РЕЦЕПТИВНЫЕ навыки
ДАНО чтения (GT) и аудирования (GT/AT) по шкале IELTS в диапазоне bands 8.0-9.0, C1-C2
Для поддержания этих навыков в тонусе на текущий момент учитель - не требуется. Но в формате самостоятельных занятий нужно всё равно читать и слушать по формату, плюс регулярно отчитываться о том, что сделано, чтобы не допустить самосаботажа. Далее - о материалах для практики reading and listening.
Cборники тестов (официальные)
предназначены для самотестирования и для поддержания в форме экзаменационных навыков чтения и аудирования на уровне B2-C2 (то есть умения отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному письменно в условиях ограниченного времени)
- priority: OCG (белый), IELTS Trainer (рыжий), books 13-1 (чёрные)
FCE tests (old, new)
CAE tests (old, new)
CPE tests (old, new)
NB! тесты FCE, CAE, CPE выполнять задания того формата, который похож или дублирует IELTS (или способствует росту навыков письма или говорения) - т.е. прежде чем браться за материалы для других экзаменов, следует проконсультироваться с преподавателем
FAQ Стоит ли работать с НЕофициальными материалами?
(НЕофициальными сборниками IELTS, FCE, CAE, CPE) - c некоторыми стоит, например, не будет время от сборников издательства Macmillan cерии Testbuilder или тестов OUP (Oxford University Press). If in doubt, перед началом работы с новой книгой тестов следует проконсультироваться с преподавателем. Это позволит избежать потери времени, если сборник ранее получал замечания от занимающих (опечатки, несоответствие формату, ошибки в ответах, и т.п.)
FAQ Поможет ли выполнение экзаменационных тестов на аудирование и чтение в развитии навыков экзаменационного письма и говорения?
Очень мало. В случае, если тема аудио или текста совпадёт с темой письменного или устного задания, то вы, если вас аудио или текст "зацепит" (будет интересно), то через несколько месяцев вы будете помнить информацию преимущественно на уровне идей, причём на том языке, который вы лучше знаете. Лексика из скриптов и текстов (collocations) запоминается долгосрочно (за минусом единичных ярких выражений, которые "сами прилипают без усилий", исключания всегда будут), только если вы её использовали после аудирования и чтения осознанно в обсуждениях или в заданиях на проговаривание устно, в специальных language activities или при написании каких-то текстов, причём несколько раз. Иначе говоря, выполнение тестов на чтение и аудирование "по формату", тренирует навык ответов на вопросы к прослушанному и прочитанному письменно. А для того, чтобы "росло" что-то ещё, чтобы развивались навыки говорения и письма, нужно делать то, что развивает именно эти навыки.
ПРОДУКТИВНЫЕ навыки
Анамнез (часть попыток, было больше):
письмо и говорение GT (General Training)
2016.09.10 L7.5 R7.8 W6.5 S6.5
2016.12.10 L8.5 R9.0 W6.5 S 6.0
2017.03.04 L8 R7.5 W6.0 S 6.5
Если занятия идут по формату speaking или writing, то растёт тот навык, который "качается", примерно на +0.5. При переключении на другой навык, тот, который перестали тренировать на семестр и более - падает на -0.5 через 2-6 месячного перерыва.
Оценка за Writing (GT) формируется из оценок за task 1 (письмо, a letter) и task 2 (эссе, an essay). На текущий момент, формат (как писать) известен, что говорит о том, что набрать ещё баллов за параметры task response and coherence/cohesion ("фишки") нет возможности (они дают 0.5 колебание между 6.0-6.5). Далее, чтобы показатель рос, нужно
- либо поднимать параметры грамматики и лексики (учить сам язык) - это и для письма, и для говорения (+ произношение)
- либо (письменный) учить около 18-20 стандартизированных писем наизусть + тренироваться писать вариации постоянно + работать над навыком написания эссе
- либо сменить модуль на академический (в этом случае вместо писем будет "график" в первой части) - программа по графикам (академ. модуля)
- либо сменить экзамен на другой альтернативный (PTE или CAE)
FAQ Если менять модуль или экзамен, какие плюсы и риски?
- В PTE, если нет проблем с чтением и аудированием, скорее всего по reading/listening cильно не качнёт (но статистически те, кто имеет 7 за reading в IELTS, могут столкнуться с тем, что будут сложности с чтением). Writing cтатистически с 6.5 в IELTS на 7-ку в PTE - хорошие шансы (1-3 попытки, при условии, если нет проблем со спеллингом (там есть диктант без spellcheck-а и ещё несколько весёлых заданий типа integrated skills), а вот Speaking в PTE зачастую сложнее для тех, у кого проблемы со скоростью реакции и произношением (нужно уметь повторить за диктором с той же скоростью и произношением, а также зачитать вслух несколько предложений со словами-подвохами), аналитикой графиков (надо устно описать график). Также минусом будет то, что очень мало материалов по подготовке по формату speaking-а (критерии композиции текстов для диктантов, заданий на послушать-повторить и с задания с графиками на текущий момент непрозрачны - недосточно информации для item writers c позиции оценивания) . Также нужно учитывать, что есть PTE Academic и PTE General (как и в IELTS разные модули), и нужно знать, какой точно модуль нужен (есть некоторые отличия).
- В случае CAE нужно будет учить сам английский (грамматику, лекскику - в экзамене есть отдельная часть Reading and Use of English, причём Use of English оценивается отдельно) - speaking (устная часть сдаётся обычно в паре). Для устной части CAE нужно будет развить ряд speaking subskills, которые вообще никак не тестируются в IELTS (там есть collaborative task и задание с картинками). Письменная часть состоит из обязательного эссе (оно поддаётся шаблонизации, то есть можно научить его писать малой кровью), но второе задание уже менее предсказуемо, обычно на выбор даются 3 задания разных жанров из 4 потенциально возможных (letter/email, proposal, report or review). Критерии оценивания и формат письменных заданий довольно сильно отличаются от IELTS. Есть ограничения по нижнему и верхнему пределу количества слов (220-260 слов), но времени даётся не 1 час, а 1.5 часа на написание обоих заданий. Есть возможность сдавать CAE на компьютере. Пробные тесты находятся на официальном сайте. Из плюсов - очень много материалов по подготовке, плюс относительно легко найти пару для устных mock tests (в нашей школе).
1) Нужно определиться, как какому экзамену дальше будет подготовка. На выбор: продолжать IELTS GT, переключиться на IELTS Academic, PTE, CAE (после этого можно будет дать рекомендации по работе над speaking / writing)
2) Определиться в дате экзамена и посчитать часы (сколько часов на какой предмет), нужна ли пара для занятий для одного или всех предметов (сформировать график занятий, установить нормативы), решить о вопрос о mock tests (speaking) и feedback sessions (writing)
3) Если вы не сдаёте экзамен (в ближайшем семестре), то нет смысла тратить время на моктесты по темами этого сезона, но имеет смысл выполнять задания на говорение и проговаривание (в том числе по формату) в основном учебнике (который нужно выбрать).
Основная рекомендация: LR по сборников тестов - самостоятельно, WS - с преподавателем + нужно заниматься обоими проблемными навыками.
Далее нужно поставить SMART objectives:
ШАБЛОН для постановки рамочных целей на 1-2 семестра
вариант с экзаменом
К такому-то числу такого-то года (дата экзамена) планирую повысить показатели speaking до (какого показателя) и writing (до какого показателя). Для этого я готов выделить на занятия (guided hours) speaking N часов (в неделю или в месяц) и на занятия writing task 1 N часов (в неделю или в месяц) и на занятия writing task 2 N часов (в неделю или в месяц) . Нужна ли пара и на какие типы уроков.
вариант на базе учебника (метод норматива)
К такому-то числу такого-то года (конец семестра) планирую изучить N юнитов из основного учебника. Для этого я готов выделить на занятия (guided hours) N часов (в неделю или в месяц) . Дополнительно нужны (guided hours) для занятий writing task 1 N часов (в неделю или в месяц) и для занятий writing task 2 N часов (в неделю или в месяц) . Нужна ли пара и на какие типы уроков.
КОММЕНТАРИЙ по установке норматива
(в неделю или в месяц) - тут имеется в виду, что можно либо каждую неделю заниматься, либо можно рассмотреть также варианты "спринтов" ряду предметов, например, по N занятий каждый день в течение Z дней (скажем, по 4 дня подряд заниматься каким-то предметом по 2 часа в день раз в месяц, потом задание большое и следующий спринт через 3-4 недели); и можно какие-то типы уроков посещать рав в две недели; но можно и классически каждую неделю заниматься по фиксированному графику.
Продолжение следует - Stay tuned )
Про ЦЕНЫ и условия оплаты курсов общего, бизнес- и экзаменационного английского в ELN.
О том, как записаться - в соседней публикации.
Вы дочитали 126-ой выпуск дзен-сериала
The ELN Insider, "Behind the Scenes", July-August, 2018.
Thanks for reading :) Feel free to subscribe, like and/or share.
Об авторе: ENG RUS lessons@englishlab.net
Read about IELTS or Business English
ELN on Facebook, Telegram, VK иTwitter.
Переход на главную страницу канала.