В последнее время довольно часто натыкаюсь на такую интересную штуку. Столкнувшись с какой-то новой идеей или информацией, человек говорит – «ну, это я уже знаю, ничего нового я от вас не услышал».
Чертовски занятная уловка мышления.
Когда человек сталкивается с информацией, с которой он согласен, она кажется ему странно знакомой.
Смутно знакомой. Хорошо знакомой, но на время забытой. Забытой, но не совсем. Притаившейся где-то на донышке памяти.
В последнее время были проведены десятки исследований по поводу ложной памяти. Мы ведь на самом деле ничего никогда не помним. Когда мы что-то вспоминаем, мы не достаем воспоминание, а реконструируем его заново. Представьте, что в вашей голове лежат миллионы кубиков лего. И когда нам нужно то или иное воспоминание, мы вытаскиваем эти кубики из головы и собираем из них нужный нас образ или мысль.
После того, как был изобретен ДНК-тест, в США было проведено масштабное исследование, через которое прошли 300 осужденных за изнасилование на основании показаний свидетелей и собственных признаний. По результатам ДНК-теста оказалось, что 200 из них невиновны!
Как любит говорить мой тесть, бывший начальник уголовного розыска города Воркуты, «врет, как очевидец».
Именно на этом механизме ложных воспоминаний построены все учения о реинкарнации.
Увы, нет никаких прошлых жизней, как бы реалистичны не были наши воспоминания о них. Все это – ложные воспоминания, собранные из кубиков лего фигурки, которые вы никогда не держали в руках.
Поэтому когда вам кажется, что вы что-то знаете, на самом деле чаще всего вы этого не знаете.
Следствие из этого одно – никогда не упускайте случай чему-нибудь научиться, даже если вам кажется, что вы это «и так уже знаете».
Самое опасное, с чем может столкнуться профессионал в любой области – ложная успокоенность модели «я это все знаю».
Скажем, я очень много знаю о сторителлинге. Ну, может быть, не больше всех в России, но где-то в первой десятке:)
Но, скажем, когда я провожу сценарную конференцию, я ухитряюсь исписать целый блокнот заметками.
На собственной конференции, подчеркиваю.
Каждый спикер говорил что-то, что я точно не знал. И что я могу использовать в дальнейшей работе.
То есть у меня вот это различение - это я знаю, это я не знаю, оно более-менее отлажено. (Слышите эту самодовольную нотку ложной успокоенности?)
Чем бы вы ни занимались, очень важно понимать, что вы на самом деле знаете, а что не знаете.
Потому что, если вам кажется, что вы это знаете, вы эту информацию отсортировываете, не усваиваете. Зачем ее запоминать и внедрять, если я и так это знаю? Тем самым мы как бы защищаемся от новой информации. Потому что новая информация может поменять наше представление о реальности, а делать это некомфортно и больно.
Поэтому вы говорите себя – окей, здесь есть четыре знакомых слова, так что, очевидно, и все остальное я тоже знаю. Поэтому я не буду это осмыслять и запоминать. Зачем, ведь я это и так знаю. И вы выбрасываете эту информацию из головы, не потратив ни секунды на то, чтобы ее осмыслить.
Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но если это понять и научиться с этим взаимодействовать, эффективность любого обучения возрастает многократно.
Различать знание и незнание непросто. Лучший способ – это создать дистанцию, посмотреть со стороны. Самый простой способ – сформулировать показавшуюся знакомой мысль и записать ее. Может оказаться, что именно процесс формулировки поможет вам выявить, что именно нового есть в этой идее.
Запомните: каждый раз, когда вы говорите себе – «я это уже знаю», остановитесь и спросите себя – «а что именно я знаю?»
Сделайте: возьмите себе за правило – каждый раз, когда вы сталкиваетесь с идеей, которая кажется вам знакомой, посмотреть на нее со стороны и уточнить – действительно ли вы ее знаете или вам это просто показалось.
Ваш