Рафаэль — младший из команды черепашек ниндзя Высокого Возрождения. За свою короткую жизнь сделал не меньше, чем Леонардо, но не распылялся на всё подряд, а целенаправленно лупил в одну точку — живопись.
Раф рано потерял родителей и остался сиротой. Маман умерла, когда ему было 8 лет, а спустя три года отъехал и батя, который, кстати, тоже был художником. В 1501 году Раф начал учиться живописи у Пьетро Перуджино, и в период с 1501 по 1504 создал свою первую (из легиона) мадонну — «Мадонну Солли».
Первые работы никогда не отличаются оригинальностью стиля и создаются под влиянием наставников и Рафаэль не был исключением.
«Сон рыцаря» — одна из последующих, всё ещё ранних, работ. В ней более глубокий посыл и психологизм, но без претензии на гениальность.
Сюжет прост: молодой вояка невзначай решил вздремнуть под лавровым деревом посреди дороги, пока над ним стоят и бесцеремонно выпаливают две женщины. Одна из них держит в руках книгу и меч, другая — цветочек.
Если включить смекалочку, то можно догнать, что картина изобилует символизмом чуть больше, чем полностью, и в данном случае это история про человеческий выбор. Например, мадам слева — Добродетель. Она не двояко намекает главному герою избрать жизнь полную тяжёлого, но честного труда и ненавязчиво рекомендует ебашить в поту, умываясь кровавыми слезами отчаяния. Если удастся выжить — в перспективе получишь славу и счастье, которые метафорически изображены в виде замка на вершине горы.
Девушка справа — Наслаждение — напротив, манит героя забить на всё и жить в кайф.
Стоит отметить, что «соперницы» изображаются равными и картина практически симметрична, нет визуального преобладания никакой из сторон, возможно, таким образом говорится о балансе. Кстати меч, книга и цветок могут обозначать воина, ученого и любовника — базовые атрибуты тру-рыцаря и джентельмена.
В тот же период Раф пишет картину «Три грации». Невинность, Красота и Любовь держат в руках по золотому шару (это не яблоки) — символу совершенства.
Картина, в которой Рафаэль окончательно отходит от влияния преподавателя и обретает свой стиль — «Обручение Девы Марии».
На первом плане запечатлена церемония бракосочетания Девы Марии и Иосифа, её земного мужа. В руках у Иосифа расцветший посох из ветки миндального дерева, намекающий о его богоизбранности.
Приунывший чувак, неуверенно ломающий палку об колено — отвергнутый жених Марии. Канонично присутствует на всех изображениях свадьбы Девы Марии и Иосифа у других художников.
На втором плане изображен Храм со сквозным проходом. Так-с, так-с, так-с, что тут у нас? Символы? Ахахах, наконец-то!
- Свет, исходящий из прохода — символ божьего благословения брака Марии
- Линия горизонта, на которой находится храм, разделяет площадь с людьми и природный пейзаж. Разные планы символизируют человеческий и божественный миры. Божественный, конечно же, композиционно выше.
- Формула божественный + человеческий отсылает к Иисусу Христу, сочетающему в себе оба начала.
Несмотря на то, что Раф нагло и подчистую скопировал композицию у своего учителя, картина Рафика картина реализована ощутимо круче по технике и живости персонажей. У молодого гения цвета сочнее, люди не такие скованные, в них больше динамики, пластичности и вообще они более выразительны.
В 1504 году Раф переехал во Флоренцию, где познакомился с Леонардо и Микеланджело. Посмотрев на то, как работают эти ребята, он вдохновился и начал работать над собой с двойной силой, стараясь достигнуть такого же мастерства, как старшие товарищи.
Первые работы, созданные на заказ во Флоренции — портреты Аньоло Дони и его жены. Портрет женщины создан явно под ярким впечатлением от Моны Лизы.
Потом Раф пишет картину «Святое Семейство», которую позже, в народе, окрестили «Мадонна с безбородым Иосифом», внезапно, из-за безбородого Иосифа, который не канон.
Пишет портрет христианской мученицы Екатерины Александрийской. Изображенная девушка опирается на колесо — это отсылка к колесованию — жуткой казни, к которой та была приговорена.
Во Флоренции Рафаэль создает очень много Мадонн. Реально много. ОЧЕНЬ МНОГО. Но, несмотря на избитость и рамки сюжета, у него получается делать их разнообразными и избежать самоповторов.
В 1508 году Рафаэль уезжает на пмж в Рим, в котором проведет всю оставшуюся жизнь. Там он стал официальным художником Папского двора и создал свои знаменитые станцы — фрески, украшающие стены папского дворца в Ватикане.
Кроме того, что Раф был батей всех художников, он еще и не хило шарил в архитектуре. Например, он достраивал Собор Святого Петра, когда умер его кент Донато Браманте. Позже, Папа Римский заказывал Рафу проекты лоджий в Ватиканском дворце, которые его ученики украсили фресками на библейские сюжеты.
Как говорится: «можно уехать в Рим, но нельзя уехать от желания рисовать Мадонн». Поэтому в Вечном городе Раф опять срывается и безудержно штампует изображения Богоматери в разных вариациях. За римский период у него их вышло не менее десяти. В это же время он, наконец-то, создает величайшую из них — «Сикстинскую Мадонну».
Рафаэль Санти умер в Риме, в возрасте 37 лет. Балабол-Вазари, занимавшийся описанием биографий художников, писал, что он якобы умер от неразборчивых половых связей, но это, как и большинство написанного им — враки и клевета. На самом деле Рафаэль умер от римской лихорадки, которую подцепил на раскопках. Саркофаг с прахом гения находится в Пантеоне. А больше интересных историй в телеграм-канале конечно же.