Чем живет строительный комплекс культурной столицы
Для Санкт-Петербурга минувший год стал рекордным. Здесь построено 3,5 млн кв. метров жилья — это самый большой показатель за новейшую историю города. Регион вошел в тройку лидеров жилищного строительства, уступив лишь Московской области и Краснодарскому краю.
На 2018 год запланирован ввод в эксплуатацию 3,2 млн кв. метров, из которых уже сегодня сдано свыше 960 тыс. кв. м. Также прошедший год продемонстрировал устойчивые показатели по введенным объектам социальной инфраструктуры с объемом привлеченных средств 8,5 млрд рублей.
Футбольное наследие
Драйвером развития региона стал чемпионат мира по футболу, принесший дивиденды в виде крупных спортивных и инфраструктурных объектов.
«В России завершился чемпионат мира по футболу, ставший большим спортивным праздником. Наш город принял ряд решающих матчей на уникальной арене, специально построенной к мундиалю, одной из самых высокотехнологичных в мире, полностью отвечающей международным стандартам, — заметил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко по завершении мундиаля. — Подготовка к чемпионату стала мощным стимулом для развития городской инфраструктуры. В преддверии спортивного праздника были открыты две новые станции метро — «Беговая» и «Новокрестовская», построены пешеходный Яхтенный мост и мост Бетанкура. Введена в строй новая транспортная развязка на Пулковском шоссе, украсившая парадный въезд в город со стороны аэропорта Пулково».
Действительно, в рамках подготовки Санкт-Петербурга к чемпионату мира по футболу-2018 проведена беспрецедентная работа по строительству объектов, необходимых для проведения в городе матчей. Кроме того, в городе появилось семь новых масштабных объектов, а также был реконструирован Тучков мост. Эти объекты хоть и возводились в рамках подготовки к мундиалю, но в первую очередь они нужны жителям города и на долгие годы обеспечат их новыми транспортными маршрутами и зонами отдыха.
Все объекты, которые город возводил в рамках подготовки к чемпионату, являются высокотехнологичными. На набережной Макарова применены ленточные дрены. Благодаря им на слабых илистых грунтах обеспечена долговечная конструкция дороги: дрены повысили отток воды, сняли гидростатическое и поровое давление, ускорили процесс консолидации. Также здесь использовалась несъемная опалубка из стеклофибробетона. Такая опалубка облегчает строительные работы, дополнительно защищает стальную арматуру от коррозии, оберегает от проникания антиобледенительных солей.
При строительстве моста Бетанкура реализована уникальная конструкция пролетного строения с пилоном полуэллипсоидной формы. В русловом пролете применена комбинированная балка жесткости: центральная часть — это ортотропная плита, а береговые пролеты — это сталежелезобетонное пролетное строение. В качестве вант использована современная и долговечная вантовая система. Данные ванты позволяют в случае необходимости производить их замену без закрытия движения на мосту.
Станции метро «Беговая» и «Новокрестовская» и перегон между ними по проекту организации строительства должны были строиться 45 месяцев. В соответствии же с поставленными задачами они были завершены почти в два раза быстрее — за 29 месяцев. Реализация проектов в столь короткие сроки также стала возможной за счет принятия новых технических, технологических, а также управленческих решений. В их числе параллельное ведение проходческих работ в тоннеле и его обустройство.
Оценивая проведенную в рамках подготовки к чемпионату мира работу, Георгий Полтавченко сказал так: «Высокопрофессиональный труд наших проектировщиков и строителей заслуживает благодарности и признания. Все инфраструктурное наследие чемпионата будет долгие годы радовать петербуржцев и наших гостей».
Строительные приоритеты
Для реализации указа президента РФ N° 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ежегодный ввод жилья в Петербурге должен к 2024 году вырасти примерно до 4,5 млн кв. м. «Это серьезный вызов для строительного комплекса и управленцев отрасли, — считает курирующий стройкомплекс вице-губернатор Игорь Албин. — Взять такую планку реально при конструктивном взаимодействии, соработничестве строителей и управленцев. Нам не нужен вал любой ценой, жилье должно быть современным и комфортным, необходимо повышать качество городской среды. Это затрагивает вопросы градостроительной политики, комплексное развитие территорий, использование современных технологий в строительстве, в том числе «зеленое строительство». Важно оптимизировать расходы в отрасли и сосредоточиться на проектах, которые соответствуют логике градостроительного развития города, его генеральному плану». Сегодня строительная отрасль Санкт-Петербурга, как и всей страны, живет в существенно обновленном правовом поле. С 1 июля приняты поправки в 214-й федеральный закон, к застройщикам и финансовым механизмам предъявляются новые требования, вводится институт эскроу-счетов и другие важные новации.
В январе 2017 года Комитет по строительству г. Санкт-Петербурга получил полномочия по выдаче заключений о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям все того же 214-го федерального закона. Уже выдано 112 положительных заключений и 63 мотивированных отказа. Все эти изменения направлены в первую очередь на максимальную защиту интересов граждан.
В регионе продолжена работа с проблемными объектами долевого строительства. В прошлом году введено рекордное количество — 33 дома исключены из перечня проблемных. Столько же планируется ввести в эксплуатацию и в 2018 году.
Чтобы повысить качество жизни горожан, правительство Петербурга реализует проект «Умный город Санкт-Петербург», который предполагает внедрение до 2020 года единой системы стратегического и оперативного контроля различных сфер жизнедеятельности с использованием современных информационных технологий.
Сохранить уникальность
Сохраняя культурное наследие и уникальный облик города, правительство Санкт-Петербурга стремится к сбалансированному пространственно-территориальному развитию, формированию новых зон промышленной и общественно-деловой застройки, развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Вместе с тем качество строительства и архитектура новостроек должны соответствовать времени, сохраняя черты идентичности и своеобразия, присущие Петербургу. В 2017 году внесены изменения в генплан города. В частности, учтены корректировки, связанные с реализацией важного инвестпроекта — строительства широтной скоростной магистрали, идущей вдоль Северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов города, с мостовым переходом через реку Неву в створе Фаянсовой — Зольной улиц. Проект обеспечит перераспределение транспортных потоков, снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и мосты Александра Невского и Володарский, уменьшит поток транзитного грузового транспорта.
Изменения в генплане повлекли за собой необходимую корректировку правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга. В 2018 году актуализированы границы объединенных зон охраны памятников и их защитные зоны, сформулированы новые требования к апарт-отелям, расширен перечень территорий под комплексное устойчивое развитие.
Масштабная работа проводится комитетом градостроительства г. Санкт-Петербурга по реализации концепции программы пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов, в рамках которой сформирован перечень объектов на 2018-2022 годы. Планируется преобразить набережные рек Смоленки и Карповки, Адмиралтейского канала, Конногвардейский бульвар, Большой проспект Петроградской стороны и Кронверкский проспект. К чемпионату мира был создан пешеходный променад в прибрежной части Приморского парка Победы на Крестовском острове. В результате в городе появилось новое современное общественное и рекреационное пространство на основе уникального природного ландшафта.