Найти тему
#velonation

Да здравствует велопокалипс!

Облачный велопрокат может решить проблемы, с которыми не справляются чиновники и проектировщики. По крайней мере, так утверждает обозреватель журнала Wired Феликс Салмон.

Какой ваш самый любимый город? Не знаю, что вы ответите, но могу поспорить, что этому городу больше ста лет и он был построен в доавтомобильную эпоху. С точки зрения статистики, я должен проиграть: большая часть городов мира появилась всего несколько десятков лет назад. В 1950 году в мире было 83 города с населением больше миллиона человек. Сейчас таких городов больше четырехсот. Проблема в том, что эти города ущербны по своей природе. Они построены вокруг автомобиля, а не людей, поэтому бесчеловечны. Машинам требуется огромное количество пустого пространства — и когда они едут, и когда запаркованы. В результате мы имеем города, по которым невозможно передвигаться, если ты не на машине.

С ТЕХ ПОР, КАК МИР ЗАХВАТИЛИ АВТОМОБИЛИ, ЧЕЛОВЕК СТАЛ МАЛЕНЬКИМ, СЛАБЫМ, ИСПУГАННЫМ, БЕСПОМОЩНЫМ И ИНФАНТИЛЬНЫМ

Автомобили наносят огромный вред здоровью людей: миллионы погибают или получают тяжелые увечья в ДТП, дышат воздухом, в котором превышены допустимые нормы вредных веществ, слишком много сидят и мало передвигаются по городу. С тех пор, как мир захватили автомобили, человек стал маленьким, слабым, испуганным, беспомощным и инфантильным.
Значит ли это, что на наших городах лежит проклятие первородного греха? Останутся ли города, построенные вокруг автомобиля, такими же мрачными и бездушными? Или, как любой другой сложный организм, они имеют способность к эволюции, и смогут обрести душу и стать соразмерными человеку?

Города ХХ века построены вокруг автомобиля и оставляют мало возможности для других способов передвижения.
Города ХХ века построены вокруг автомобиля и оставляют мало возможности для других способов передвижения.

До недавнего времени все прогнозы на этот счет были мрачными. Люди, пытавшиеся решать эту проблему, раз за разом проигрывали. (Достаточно вспомнить бывшего мэра Лос-Анджелеса Тома Брэдли, который во время своей избирательной капании 1973 года пообещал построить в городе новую линию рельсового транспорта. Прошло больше сорока лет, но город остается во власти автомобилей.) Планирование лишь разрушает (или, по крайней мере, не в состоянии воссоздать) те сложные связи, которые родятся в гуще городской ткани. К тому же против проектировщиков играем арифметика. Живой город предполагает высокую плотность населения, но как только вы разместите в нем достаточно много людей, чтобы жизнь завибрировала, вы получите чудовищные пробки.

ТАМ, ГДЕ ПРОВАЛИЛИСЬ ЗАПАДНЫЕ ПРОЕКТИРОВЩИКИ, КИТАЙСКИЕ КАПИТАЛИСТЫ ОДЕРЖАЛИ ПОБЕДУ

Но там, где провалились западные проектировщики, китайские капиталисты одержали победу. Две крупные компании, Mobike и Ofo, начали менять Пекин, Шанхай и другие китайские мегаполисы, а теперь посягают и на другие города мира. В Америке масштабы их деятельности пока достаточно скромные, но за ними стоят большие деньги, поэтому как только местные власти дадут им свет, они быстро заполонят все вокруг.

Несмотря на все усилия, Лос-Анджелес остается чемпионом Америки по пробкам. Фото: Los Angeles Times.
Несмотря на все усилия, Лос-Анджелес остается чемпионом Америки по пробкам. Фото: Los Angeles Times.

Инструментом трансформации стал облачный велопрокат. В основе этих система лежит очень простая идея, но её было невозможно реализовать до повсеместного распространения смартфонов. Просто возьми миллион велосипедов, оснасти их GPS-трекерами, электронными замками и расставь в любом городе на ваш выбор. Остальное доделают жители. Каждый может скачать приложение, разблокировать ближайший велосипед, поехать на нём куда угодно и оставить его в точке назначения. Каждая поездка, по крайней мере в самом Китае, стоит не больше 15 центов.

МАШИНАМ ПРИХОДИТСЯ ПРОКЛАДЫВАТЬ СЕБЕ ПУТЬ В ПОТОКЕ ВЕЛОСИПЕДОВ, А НЕ НАОБОРОТ, КАК ЭТО БЫЛО СОВСЕМ НЕДАВНО

Велосипеды начинают жить собственной жизнью, подчиняясь течениям и водоворотам городской жизни. Это хаотичная, но чрезвычайно эффективная и безумно популярная система. Настолько популярная, что очень быстро машинам приходится прокладывать себе путь в потоке велосипедов, а не наоборот, как это было совсем недавно. Впервые на нашей памяти автомобили теряют доминирующие позиции. И это происходит очень быстро, в Шанхае всего за полгода, с февраля по август 2017 года, число облачных велосипедов выросло с 450 тысяч до полутора миллионов.

Парковка облачных велосипедов разных операторов в Китае.
Парковка облачных велосипедов разных операторов в Китае.

Сила облачного велопроката в том, что он решает важнейшую проблем современных городов — поездки на короткие дистанции. В большинстве современных городов уже есть рельсовый транспорт, которые ежедневно перемещает миллионы людей на большие расстояния. Но до недавнего времени не было ничего подобного для небольших перемещений по центру или для того, чтобы добраться из дома до метро или электрички. В молодых городах людям нередко приходится преодолевать эти расстояния пешком, двигаясь вдоль неприветливых, забитых машинами автострад. Но если ты в любой момент можешь сесть велосипед, пугающий марш-бросок длиной в километр превращается в короткую поездку. Значительная часть поездок на велопрокате подменяет собой неприятные переходы пешком, делая перемещение по городу куда приятней.

ФОТОГРАФИИ ГИГАНТСКИХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ КЛАДБИЩ КАК НЕЛЬЗЯ ЛУЧШЕ ПОКАЗЫВАЮТ ТЕМНУЮ СТОРОНУ ОБЛАЧНОГО ВЕЛОПРОКАТА.

Велосипед плюс смартфон — возможно, этого вполне достаточно, чтобы наступил новый золотой века городов. Кое-для кого этот новый золотой век может оказаться неприятным сюрпризом. И не только для водителей, которым придется делить улицы с велосипедистами. Когда власти не имеют никакого контроля над компаниями, выполняющими город миллионами велосипедов, когда эти компании сами с трудом контролирует свои велосипеды, начинаются проблемы. Именно это и происходит в Китае, где велосипед заполонят собой тротуары, где их воруют и разбирают на запчасти. Фотографии гигантских велосипедных кладбищ как нельзя лучше показывают темную сторону облачного велопроката. Это легко объясняет, почему такие города как Париж или Нью-Йорк хранят верность велопрокату со станциями, позволяющему начинать и заканчивать поездки только в строго определенных точках. Такой прокат легко вписываются в сложившуюся систему городского устройства и ведет себя как учтивый гость на чужой территории. Облачный прокат, напротив, несет с собой хаос.

Завалы из облачных велосипедов стали обычным делом в китайских городах. Фото:  SILENT HILL/IMAGINECHINA.
Завалы из облачных велосипедов стали обычным делом в китайских городах. Фото:  SILENT HILL/IMAGINECHINA.

Но именно благодаря своей хаотичной природе облачный велопрокат имеет шанс изменить города, где до сих пор главенствовали автомобили. Такие системы также проявляют истинную природу наших городов: в городах, где в цене вежливость, они расставлены на улицах аккуратно, с уважением к машинам и пешеходам. А там, где все привыкли толкаться локтями, велосипеды отвоевывают себе место более агрессивно. Так или иначе, облачный велопрокат и его пользователи обладают свободой и разрушительной силой, чтобы выявить существующие и нанести на карту новые “линии желания”, изменив облик и сущность города.

МЫ МОЖЕМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ САМЫМ ДЕМОКРАТИЧНЫМ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ, КОГДА ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ИЗМЕНЕНИЙ ОКАЗЫВАЮТСЯ НЕ ПРОЕКТИРОВЩИКИ ИЛИ ВСЕМОГУЩИЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ, А ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ НА ВЕЛОСИПЕДАХ

Важно, что велосипедисты не одиноки. Одна из причин, почему проектировщики вечно ошибаются, заключается в том, что они не умеют читать мысли миллионов горожан. Но данные, которые способны предоставить областные системы, обеспечивают им эту сверхъестественную способность. (Собственно, соответствующие уже рассматривают себя не только как операторов проката, но и в роли поставщиков ценной информации.) Совершая поездки на велосипеде в определенное время по тому или иному маршруту, люди подсказывают властям, где и какая инфраструктура им необходима, что сильно упрощает дело.
Мы можем осуществлять глобальные преобразования самым демократичным из возможных путей, когда движущей силой изменений оказываются не проектировщики или всемогущие девелоперы, а тысячи людей на велосипедах, принимающих свои собственные независимые решения.

Облачный велопрокат позволяет перемещаться по широким городским улицам, не теряя связи с городом. Ты можешь в любой момент слезть с велосипеда и взаимодействовать с окружающей тебя действительностью как тебе угодно. Позволяя людям добраться в нужное место самым простым и эффектным способом, облачный велопрокат создает именно то, в чем нуждаются наши города. Мужайтесь, проектировщики — миллион велосипедистов может сотворить то, о чем вы можете только мечтать.

Фото вверху: WIRED/Tim Graham/Getty Images.