Найти тему
Сова-Психолог

Волшебные сказки: зачем они нужны? (Спойлер: и взрослым тоже)

Оглавление

Зачем читать и рассказывать сказки, если это нереальный мир? Для чего они нужны детям, почему часто необходимы как воздух взрослым?

Сказка – это модель мира.

Маленький кусочек истории, у которого есть начало и конец, между которыми развивается сюжет и меняются герои (чаще один).

Но и взрослым нужны сказки – поэтому мы "запоями" читаем фантастику или фэнтези.

3 причины читать сказки

1. Сказка – ложь, да в ней намек.

Людям сложно в реалиях жизни выделить четкие причину и следствие. В сказке все лишние детали убираются, остается только "зерно истины".

В итоге "направо пойдешь – погибель найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь". Мы видим историю героя, его становление, причины и следствия изменений.

Для детей важно видеть "рафинированную" правду жизни, а не учиться на ссорах родителей, реальном голоде, потерях и лишениях.

Им не обязательно видеть всю грязь и подноготную событий, чтобы понять что-то о жизни – уж лучше это будут адаптированные истории.

И для тех, кто во взрослом возрасте запутался, потерял смысл жизни, гораздо полезнее сказки, чем Дом-2.

2. Инициация (она же – волшебное превращение).

Все мы проходим инициации – как по возрастам (был ребенком – стал подростком, был маленьким – стал взрослым), так и по ролям. В них обязательно должен участвовать "проводник", "волшебник", "фея-крестная".

Многие люди застряли на своей стадии. Из нее надо выбраться, пережив свою трансформацию.

Как становятся невестой и находят принца? Как становятся из сына – взрослым человеком, "мужем", через какие трудности?

-2

Сказки содержат ответы в иносказательном виде. Они "запечатывают" опыт таких изменений, проверенный поколениями. Над ними, в отличие от прямых советов, особенно если их дают "в лоб", напрямую, приятно задуматься.

И найти наконец свой путь, пройти его.

3. Формирование психики – символического.

Бывают просто события в жизни. Случилось – и ладно. Логическая цепочка легко выстраивается, понятна и очевидна.

И есть целый пласт физических ощущений, процессов. Они тоже по большей части понятны. Болит-не болит, нравится-не нравится, приятно-не приятно. Неприятно – поменяй. Приятно – запомни и повтори.

Только сказка помогает связывать переживания и укладывать свой опыт жизни в условную картину мира. Фактически, "писать сказку о себе", творить собственный миф.

Появляются такие представления:

  • я как герой;
  • как страдалец;
  • как дочка;
  • как работник, воин, жрец, мастер, ученик, помощник...

Сказки описывают разные варианты отношений, объектов, мест. В них есть друг, враг, таинственный "котел преобразований". Печь – место, где можно сгореть или сжечь ведьму вместо себя...

В качестве "преобразующей печки" можно потом представить, например, работу, а ведьмы – злого начальника. И найти способ "соскочить с лопаты и заставить начальника сгореть самому".

Как "работает" сказочный мир?

Мир образов сопровождает человека всю его историю. Добрые духи и демоны, поддерживающие и опасные места – все это было еще на заре времен.

Затем из мира символов рождается (формируется) внутренний мир, и его сложность (сложность концепции мира) становится основой Личности.

→ Ощущения тела не дают той полноты переживаний, которая есть у личности.

→ Как и чистая логика (логичность, последовательность, правильность) создает у окружающих неприятное впечатление, будто они разговаривают с биороботом.

На основе символической деятельности (осмысления чужой, а потом и сотворения своей сказки) создается психика, культура и смысл жизни. Благодаря символам мы быстрее понимаем, где "свой" человек, включаемся в социум и отношения.

Стоит почитать и поразмышлять над сказочными сюжетами тем, кто запутался в жизни, не может найти ответ или растерял краски своего бытия.

Домашнее задание

-3

Подумайте: какая сказка – ваша? Кто вы из героев вашей сказки? Вам "мала" эта роль или наоборот, "свободна" и вы с трудом с ней управляетесь? Кто ваша "волшебная фея-крестная", "чудесный помощник", как они выглядят, каково их главное качество?