Зачем читать и рассказывать сказки, если это нереальный мир? Для чего они нужны детям, почему часто необходимы как воздух взрослым?
Сказка – это модель мира.
Маленький кусочек истории, у которого есть начало и конец, между которыми развивается сюжет и меняются герои (чаще один).
Но и взрослым нужны сказки – поэтому мы "запоями" читаем фантастику или фэнтези.
3 причины читать сказки
1. Сказка – ложь, да в ней намек.
Людям сложно в реалиях жизни выделить четкие причину и следствие. В сказке все лишние детали убираются, остается только "зерно истины".
В итоге "направо пойдешь – погибель найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь". Мы видим историю героя, его становление, причины и следствия изменений.
Для детей важно видеть "рафинированную" правду жизни, а не учиться на ссорах родителей, реальном голоде, потерях и лишениях.
Им не обязательно видеть всю грязь и подноготную событий, чтобы понять что-то о жизни – уж лучше это будут адаптированные истории.
И для тех, кто во взрослом возрасте запутался, потерял смысл жизни, гораздо полезнее сказки, чем Дом-2.
2. Инициация (она же – волшебное превращение).
Все мы проходим инициации – как по возрастам (был ребенком – стал подростком, был маленьким – стал взрослым), так и по ролям. В них обязательно должен участвовать "проводник", "волшебник", "фея-крестная".
Многие люди застряли на своей стадии. Из нее надо выбраться, пережив свою трансформацию.
Как становятся невестой и находят принца? Как становятся из сына – взрослым человеком, "мужем", через какие трудности?
Сказки содержат ответы в иносказательном виде. Они "запечатывают" опыт таких изменений, проверенный поколениями. Над ними, в отличие от прямых советов, особенно если их дают "в лоб", напрямую, приятно задуматься.
И найти наконец свой путь, пройти его.
3. Формирование психики – символического.
Бывают просто события в жизни. Случилось – и ладно. Логическая цепочка легко выстраивается, понятна и очевидна.
И есть целый пласт физических ощущений, процессов. Они тоже по большей части понятны. Болит-не болит, нравится-не нравится, приятно-не приятно. Неприятно – поменяй. Приятно – запомни и повтори.
Только сказка помогает связывать переживания и укладывать свой опыт жизни в условную картину мира. Фактически, "писать сказку о себе", творить собственный миф.
Появляются такие представления:
- я как герой;
- как страдалец;
- как дочка;
- как работник, воин, жрец, мастер, ученик, помощник...
Сказки описывают разные варианты отношений, объектов, мест. В них есть друг, враг, таинственный "котел преобразований". Печь – место, где можно сгореть или сжечь ведьму вместо себя...
В качестве "преобразующей печки" можно потом представить, например, работу, а ведьмы – злого начальника. И найти способ "соскочить с лопаты и заставить начальника сгореть самому".
Как "работает" сказочный мир?
Мир образов сопровождает человека всю его историю. Добрые духи и демоны, поддерживающие и опасные места – все это было еще на заре времен.
Затем из мира символов рождается (формируется) внутренний мир, и его сложность (сложность концепции мира) становится основой Личности.
→ Ощущения тела не дают той полноты переживаний, которая есть у личности.
→ Как и чистая логика (логичность, последовательность, правильность) создает у окружающих неприятное впечатление, будто они разговаривают с биороботом.
На основе символической деятельности (осмысления чужой, а потом и сотворения своей сказки) создается психика, культура и смысл жизни. Благодаря символам мы быстрее понимаем, где "свой" человек, включаемся в социум и отношения.
Стоит почитать и поразмышлять над сказочными сюжетами тем, кто запутался в жизни, не может найти ответ или растерял краски своего бытия.
Домашнее задание
Подумайте: какая сказка – ваша? Кто вы из героев вашей сказки? Вам "мала" эта роль или наоборот, "свободна" и вы с трудом с ней управляетесь? Кто ваша "волшебная фея-крестная", "чудесный помощник", как они выглядят, каково их главное качество?