Первую фронтовую зиму партизаны всех без исключения западных районов страшно голодали. Питались подножным кормом, ели всё, что попадало под руку: ворон, сорок, воробьёв. Варили похлебки, собирали коренья.
Валентин Ковров, командир одного из партизанских отрядов вспоминал:
« После того как поголодали, некоторые немножко "тронулись". Помню, подошёл ко мне утром один из партизан и говорит:
-Товарищ командир, расстреляйте меня.
- Ты что, Овсейко!
А он отвечает.
- Сегодня утром к моей палатке подлетел соловей и высвистал мне по азбуке Морзе, что я немецкий шпион.
К нему пришлось приставить партизана, чтобы он чего-нибудь не натворил».
Не было хлеба, и партизаны научились делать лепёшки из желудей. Желуди очищали, измельчали, и двое суток вымачивали в воде. После этого полученную субстанцию высушивали, разрезали, и делали из неё муку. Вот из этой муки потом на костре и выпекали желудевые лепёшки. Всё это можно было запивать кофейным напитком, который естественно тоже был изготовлен из желудей. Вот такая "изысканная" кухня была во многих партизанских отрядах.
Но даже когда вопрос с пищей и жильем удавалось успешно решить, вставал другой, не менее, а может ещё и более сложный вопрос: отсутствие нормальной питьевой воды. Многие партизаны первую военную зиму и весну испытывали острый недостаток в воде. Зимой этот вопрос они решали, растапливая снег, весной собирали березовый сок, летом копали колодцы.
В журнале партизан-рогачевцев было записано:
« В случаях, когда не было возможности расположиться рядом с нормальными водными источниками, приходилось располагаться возле болота. Вода при этом была настолько грязной, что употреблять ее можно было лишь после процеживания через тряпку, отделив тину, грязь, и головастиков».
Так приходилось выживать партизанам.
Но ведь кроме этого, нужно было еще соблюдать гигиену, мыться, стирать бельё. Зимой, растопив в снег, таз выносили на мороз, в нём умывались, и в нём же стирали свое белье. Но даже это в то время считалось роскошью, и сделать это можно было лишь только тогда, когда стояло затишье между боями. В большинстве случаев даже на это не было времени.
В прошлом году легендарный партизан и разведчик Алексей Ботян, который стал прототипом "майора Вихря, отметил свой 100-летний юбилей. Он рассказывал, что как только прибывали на новое место, сразу же строили баню, чтобы можно было помыться. И это спасало партизан от многих болезней. Гигиена имела большое значение.
Стирка белья была одной из самых главных бытовых проблем, которую испытывали партизаны. При отсутствии мыла белье стирали с помощью березовой золы, из которой делали моющий раствор. Его готовили так - Березовую золу растворяли в котелке, кипятили, потом раствор остужали и процеживали через тряпку.
При этом жидкость приобретала моющие свойства. Часто, чтобы избавиться от паразитов, бельё пожарили на костре. Конечно, это было сопряжено с определенными трудностями. Бывало, что бельё загоралась, и это партизаны называли "неудачным колокольчиком". Даже в таких невыносимых условиях люди не теряли чувство юмора.
Но главное, что помогало выживать, это вера в Победу.