Сегодня в России остро стоит проблема своевременной замены устаревшего лифтового оборудования
По данным Общественной палаты России, Ростовская область входит в число десяти регионов-лидеров по динамике замены лифтового оборудования. Это позволяет назвать опыт региона положительным и транслировать его в масштабах всей страны. Достигнутые результаты и разработанные здесь инструменты обсудили участники круглого стола «Состояние отечественного лифтового хозяйства на примере Ростовской области». Мероприятие организовано издательским домом «ЕвроМедиа» 19 июля 2018 года.
Впечатляющие цифры
На сегодняшний день в России в замене нуждается более 100 тыс. лифтов, цифра колоссальная — это почти 25,6% от всего лифтового парка. И эта тема настолько актуальна, что заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис подготовил и направил письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему в правительстве вопросы технического регулирования и технологического надзора, в котором сообщил о положении лифтового хозяйства. Поэтому в перспективе уже на федеральном уровне планируется провести совещание на эту тему со всеми заинтересованными участниками.
Впрочем, состояние лифтового хозяйства в регионах РФ различно. И по данным Общественной палаты России, Ростовская область входит в топ-10 регионов по динамике замены лифтового оборудования.
«Лифтовое хозяйство в Ростовской области довольно обширное. Здесь насчитывается 8745 лифтов более чем в 3 тыс. МКД. Еще до старта региональной программы капитального ремонта по инициативе губернатора региона ежегодно из областного бюджета выделялись средства на замену лифтов в МКД. Так, с 2012-го по 2014 год произведена замена 900 единиц лифтового оборудования, которое уже отработало свой нормативный срок службы. Масштабная замена лифтов началась в 2014 году в рамках региональной программы капремонта. И с 2015-го по 2017 год включительно произведена замена 743 единиц лифтов. Объем финансирования составил 1,1 млрд рублей», — делится количественными показателями заместитель министра ЖКХ Ростовской области Валерий Былков. — К концу 2018 года запланирована замена еще 220 лифтов. Темпы взяты достаточно серьезные. Они позволяют нам говорить о том, что в течение 3-4 лет проблема недоремонта лифтов в Ростовской области будет ликвидирована, и люди получат нормальное оборудование, которое будет их устраивать».
Решать вопросы системно
«Наша область давно известна тем, что планово решает вопросы износа лифтового оборудования. Если говорить об общероссийских тенденциях, то в Минстрое РФ наметился крен на создание программы ускоренной замены в тех регионах, где этот процесс был приостановлен на долгие сроки, как, например, в Воронежской или Свердловской областях. Суть программы такова: банки дают рассрочку на производство и поставку лифтового оборудования, а потом региональный оператор в течение 3-5 лет выплачивает полную стоимость этого оборудования. Из плюсов — действительно быстрая замена лифтового оборудования, из минусов — проценты. Ростовской области такая схема не нужна, учитывая, что все недоремонты запланировано ликвидировать уже в ближайшее время», — комментирует директор НКО «Фонд капитального ремонта» Владислав Крюков.
Законодательные тонкости
Особо Владислав Крюков отметил сложности, возникшие в работе региональных операторов в связи с изменениями в законодательстве — в рамках постановления Правительства РФ N° 743 Ростехнадзор осуществляет контроль по приемке в эксплуатацию лифтового оборудования. «Когда мы как Фонд капремонта заканчиваем все работы, отдаем управляющей компании документы по монтажу, далее уже сама УК должна сдавать все Ростехнадзору. Процесс этот обычно затягивается, а жители думают, что капитальный ремонт просто недоделан. Это негативно сказывается на имидже региональной программы», — говорит он.
Данный факт подтверждает и директор компании «Авега Лифт» Лиана Бабкина: «Заканчивая работы по замене лифтового оборудования и сдавая их инженерному центру, мы вызываем для проверки Ростехнадзор. Как монтажники, мы не против надзорного органа и реестра квалифицированных подрядчиков — это дисциплинирует. Но это растягивает время после завершения работ на месяц и более. Хочется донести до законодателей мысль о том, что Ростехнадзор может производить свою проверку одновременно с другими комиссиями».
Сегодня действительно наблюдаются сложности, связанные с тем, что Ростехнадзор в рамках 743-го постановления выполняет целый ряд контрольных мероприятий после замены лифтового оборудования. В том числе осуществляется контроль за специалистами, которые в дальнейшем будут обслуживать данное лифтовое оборудование. «По нашей статистике, одна из основных причин отказа Ростехнадзора на ввод в эксплуатацию лифтового оборудования — последующая неготовность управляющей компании предоставить квалифицированные кадры для его дальнейшего обслуживания», — отмечает доцент кафедры «Транспортные системы и логистика», руководитель центра по оценке квалификаций в лифтовой отрасли ДГТУ Алексей Панфилов. — На самом деле независимая оценка квалификации активно развивается в связи с ФЗ N° 238. Разработаны профессиональные стандарты, которые предъявляют жесткие требования к квалификации сотрудника, который занят в лифтовой отрасли. Допуск к работе они могут получить, только имея в наличии свидетельство о соответствующей квалификации. Такое свидетельство выдается в центрах оценки квалификации после нескольких этапов проверки. А именно грамотная работа специалистов — залог увеличения эффективности и безопасности эксплуатации лифтового оборудования».
О насущном
Интересное мнение относительно замены лифтов в рамках программы капремонта высказал и генеральный директор компании «Союзлифтмонтаж-Юг» Степан Журкин. По его словам, законодатель задал слишком короткий срок эксплуатации — лифт может служить более 25 лет. И заменять его стоит только в случае угрозы безопасности или экономической нецелесообразности ремонта.
Также участники круглого стола затронули тему обращений и жалоб граждан по части лифтового оборудования. Статистику озвучил заместитель начальника Государственной жилищной инспекции РО Дмитрий Агуреев: «Что касается обращений граждан, связанных с капитальным ремонтом лифтов, то картинка складывается в целом положительная. За период с 2015-го по первое полугодие 2018 года в части выполнения капитального ремонта лифтового оборудования к нам поступило всего 17 обращений. По ним было проведено пять проверок, и по итогам проверок выдано два предписания, которые уже исполнены. Если условно разделять тематику обращений по капремонту, то есть два основных направления: срыв сроков по вводу в эксплуатацию и неудовлетворительная работа лифтов. Но в основном к нам поступают обращения от жителей тех домов, где капремонт еще не проводился. Так, с 2015 года к нам поступило 567 обращений».