В 1943 году готовились в серийное производство танки Т-34/85 и всем известные танки серии ИС. Первая модель показала хорошие результаты, но вооружение не соответствовало тяжёлому танку. Тогда-то шли работы по установке нового 122 мм орудия, которое появилось весной 1944 года, и тогда же работали над созданием ещё одной машины. Её агрегаты должны были быть унифицированными с более ранними моделями. Проект получил наименование «Кировец-1», но в широких массах он известен как ИС-3.
Разработка.
Идея появилась ещё в 1943 году, когда стало понятно, что бронирование танков ИС-1 не выдерживает порой и 75 мм орудия, а в лучшем случае рикошетили и 88 мм снаряды «Тигров». Чтобы не снижать темпов производства, лобовую проекцию танка ИС изменили, и она стала непробиваема даже для «Тигра Второго». Но что если дать двойной наклон?
Работы по «Кировцу-1» шли успешно, но ранний прототип не имел фальшивых бортов, а лобовая броня обладала всего одним наклоном.
Во время испытаний, 120 мм лобовая бронеплита показала не то чтобы выдающиеся результаты и военные потребовали изменить это, не меняя массу танка.
Решение нашли в двойном наклоне, который напоминал щучий нос. Именно такое название потом и получила такая схема брони.
Во второй раз, лоб корпуса и башни мог сопротивляться новейшим 88 мм длинноствольным пушкам, характерным для СУА Ferdinand, JagdPanther, Tiger B, более известен как «Второй, или Королевский Тигр».
Особенности при разработке.
При массе менее чем у «Первого Тигра», танк обладал бронированием, превосходящим «Второй Тигр», причём в разы.
Бортовая броня имела две части, наружную, так называемую фальшивую, и внутреннюю. Обе бронеплиты имели наклон и общую приведённую броню более 120-150 мм. К тому же, из-за не малого расстояния, даже Faustpatron не пробивал борт корпуса.
На прототипе «Кировец-1» испытывали механизм помощи в заряжании. Члену экипажа нужно было всего лишь взять один из боеприпасов с гильзой в башне и положить его на лоток, после чего механизм сам подаст и снаряд, и гильзу.
Итоги по этапу разработки.
Танк ИС-3 был многообещающим, но многие элементы так и не применили из-за спешности в создании и ненадёжности некоторых, не стандартизированных агрегатов. Таким образом, отказались от вспомогательной системы досылания. Однако она появилась в дальнейшем. Многие танки Т-10, поздние Т-55 и Т-62 были оснащены улучшенной версией досылателя.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.