Найти тему
Военный документ

Как он стал танкистом

На окраине села Полимовки, недалеко от Бузулука, раскинулась небольшая усадьба бедняка Ивана Колычева. Ветхая хатенка да две десятины каменистой земли — вот и все, что досталось ему в наследство от родителей. Здесь в ноябре 1918 года родился его первый сын — Николай.

— Как только немножко подрос Коля, так от отца ни на шаг. Бывало, — вспоминала Агриппина Николаевна, — идет Ваняна пахоту и обязательно с сыном. Уж очень они были хорошими друзьями. Но не пришлось ему видеть своего Николашку взрослым. В 1922 году старший Колычев заболел и вскоре умер. Осталась мать с двумя детьми.

— Тяжело доставалось матери, — рассказывает Николай Иванович. Нужно было растить, учить нас двоих да и за хозяйством смотреть. В 1928 году, когда я уже учился в третьем классе, к нам в хату однажды вечером зашел Егор Сергеевич Фокин. В селе его все знали как скромного и делового человека. К прославленному участнику гражданской войны Егору Сергеевичу односельчане относились с уважением. Многие девушки поглядывали на него, а он все не женился. Когда же мужчины заводили с ним разговор на эту тему, он всегда отшучивался. И вот он в семье Колычевых. Трудно было Агриппине Николаевне решиться на предложение Егора Сергеевича, и все же она поверила ему.

В доме Колычевых как будто бы заново засветило солнце. Фокин не жалел времени, чтобы поднять семью. По-отцовски полюбил он и детей. Не было дня, чтобы он не спросил Николая, как идут дела в школе, а когда наступали каникулы, они всегда были вместе.

— Егор Сергеевич заменил нам отца, — до сих пор вспоминает Николай Иванович.

Шли годы. Николай заканчивал учебу в школе. Встал вопрос: а куда же дальше? Разные были советы, и все же он избрал свой путь. В июле 1935 года на столе у директора школы ФЗУ вагонного депо станции Бузулук лежали документы и заявление Николая Колычева, в котором он просил принять его в семью рабочего класса.

Директор поглядывал на заявление и улыбался:

— Какой там в пятнадцать лет рабочий класс!

Но все же зачислил в ФЗУ.

Николай старательно изучал будущую специальность. И хотя не сразу все удавалось, настойчивость и пытливость брали свое. Минул год напряженной учебы. Николай Иванович, как в шутку его называли старшие товарищи, в форме железнодорожника начал свою трудовую деятельность: днем работал слесарем, вечером учился на курсах электромонтеров.

— Радовал нас Коля, — вспоминала Агриппина Николаевна. — Очень любили его на работе. А как-то вечером пришел домой сияющим:

— Мама! Меня сегодня приняли в комсомол! А вот — премия за работу, — и выложил деньги.

Прошел еще год. Работая бригадиром слесарей, Николай вечерами занимался в кружках Осоавиахима, изучал военное дело.

-2

Однажды он стал свидетелем тактических занятий танкистов. Перед ним проносились грозные в то время «Т-26» и быстрые «БТ-5». Танки стремительно преодолевали канавы, взбирались на высотки, с ходу сбивали деревья и, не останавливаясь, врывались в расположение вражеской пехоты. Ему казалось, что там, за стальной броней, сидят не простые бойцы, а особые люди, которым так послушно подчиняются эти грозные машины. Но вот в воздухе вспыхнуло несколько ракет. Машины собрались в одно место, и из них вылезли обыкновенные бойцы, которых отличали только замасленные комбинезоны да специальные шлемы на голове.

— Сильное впечатление произвели на меня танкисты, — рассказывал Николай Иванович. — Несколько дней так и стояли перед глазами. И я решил: если призовут на службу в армию, буду только танкистом!

Наступил август 1939 года. В военкомат вызвали и Колычева. Тщательно проверяли врачи состояние здоровья. Несколько раз раскручивали они Николая на вертящемся стуле, внезапно под ногами провалился пол. Но никакие хитрости врачей не могли вывести его из равновесия. Николай бежал домой, не чувствуя земли под собой.

— В танковую часть! — еще с порога закричал он. Его направили в 5-ю легкотанковую бригаду, в учебную роту. Сбылась мечта. Перед ним открылась возможность стать водителем танка.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!