Найти тему
Кот-религиовед

Иллюстрации, которые запрещалось делать. Как быть, если нельзя, но очень хочется?

Оглавление

Как мы уже делали (и нам понравилось) - основная статья на другом канале. Там подробный рассказ - лучше, сначала, прочитать его (можно и не только его: там много, по нашему нескромному мнению интересного).

Если же лень - то кратко мы говорили о язычестве в Библии. Нет, не о язычестве самих евреев (хотя, даже абсолютно каноническая Книга Царств (4 часть) прямо говорит: много после выхода из Египта и обретения заповедей, обязующих еврея не совершать обрядов никому, кроме Яхве - евреи продолжали "кадить" медному змею, которого Моисей самолично изготовил во время путешествия из рабства в Ханаан.

Кому не лень проверять - Четвертая Книга Царств, глава 18, стих 4...

Речь идет о богах соседних народов - евреи с ними регулярно общались и кое-что из старых семитских культов даже в иудаизме можно обнаружить (если смотреть внимательно). Начали с Дагона - как самого неверно представляемого божества (спасибо Лавкрафту и "Мифам Ктулху"). Но это - там.

А здесь бы мы хотели поговорить о теме сугубо религиоведческой - и, соответственно, в той статье не затронутой. В качестве одной из иллюстраций мы поместили изображение из синагоги города Дура-Еуропос (не ДУра, а ДурА). Вот эту:

Если говорить о сюжете - то  это эпизод когда филистимляне захватывают у евреев ковчег Завета и относят его на хранение в свой храм Дагона (вверху справа на синем фоне). Наутро ковчег - на месте, а от идол разбит и валяется на полу (справа). Филистимляне переправляют ковчег из города в город - но везде повторяется одно и тоже, в добавок они начинают сильно болеть. Ковчег решено вернуть евреям. Для чего в колесницу запрягают двух коров и отправляют их восвояси.
Если говорить о сюжете - то это эпизод когда филистимляне захватывают у евреев ковчег Завета и относят его на хранение в свой храм Дагона (вверху справа на синем фоне). Наутро ковчег - на месте, а от идол разбит и валяется на полу (справа). Филистимляне переправляют ковчег из города в город - но везде повторяется одно и тоже, в добавок они начинают сильно болеть. Ковчег решено вернуть евреям. Для чего в колесницу запрягают двух коров и отправляют их восвояси.

Каждый раз, когда речь заходит о иудейском изобразительном религиозном искусстве, возникает один и тот же вопрос: как, собственно оно вообще возможно?

Ибо в Декалоге (заповедях, данных Моисею) прямо сказано (книга Исход, глава 20):

4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

Но сказать легко - а изображения (по определению европейских Отцов Церкви) "Библия для неграмотных" - штука полезная. Читать, действительно, умели не все - да и те, кто умели, совсем не всегда могли себе позволить купить переписанную Библию (до внедрения массового книгопечатания - любая книга это очень дорогое удовольствие). Да и тягу художника к созданию собственного образа прочитанного не стоит недооценивать.

Иудеи применяют способ, который много раз применяли и будут применять иерархи всех религий, не только иудаизма. Прямой запрет легко оказывается не таким уж прямым (а то и вовсе разрешением), если комментатор грамотно найдет оправдание или толкование. Тут это было совсем несложно: прямо в следующем стихе сказано, что

5. не поклоняйся им и не служи им...

То есть, речь вроде как не о запрете изображений вообще - а только тех, которым служат и поклоняются.

Кот спрашивает: является ли ежедневная протирка фрески от пыли служением, а её признание за образчик высокого античного искусства поклонением?

Ответ: мы не знаем. Видимо, нет.

Но то, что знаем (и что подтверждает этот пример) - если что-то прямо указано или запрещено, но очень хочется нарушить указание или запрет... то грамотный комментарий и хорошее знание писания - всегда помогут.

Тем более, в подходящей ситуации: когда у религии множество приверженцев (как у иудаизма в период непосредственно перед возникновением христианства) - она всегда будет дробиться на много маленьких общин, в которых мнение штатного гуру-толкователя важнее основного текста...

А указания на то, что любой священный текст, это, вообще-то творение не только Бога, но и человека - религиозным сознанием всегда с негодованием отметаются. Сам же сказал: можно!..

На всякий случай - еще раз кинем ссылку на основную статью: Языческие боги в Библии. Дагон.