Найти тему
Московские истории

Убежище находилось рядом с нынешним метро Аэропорт и имело телефон № 77

Писательский городок между двумя выходами метро

Писательских домов на Аэропорте целых шесть. «Старый писательский», еще 1957 года рождения, тянется по улице Черняховского вглубь от северного выхода метро (позже к нему пристроили дом кинематографистов). Здесь жили Константин Симонов, Борис Слуцкий, Александр Галич, по его жильцам весьма едко проходился Владимир Войнович в своей «Иванькиаде».

Старый писательский на улице Черняховского
Старый писательский на улице Черняховского

«Средний писательский» выстроился буквой «П», соединенный из трех корпусов когда-то роскошными стеклянными лоджиями. Адреса их (его) бесконечно менялись, пока дом официально не стал считаться единым целым, стоящим на улице Красноармейской. Позже добавились еще два здания, и вправду стоящие на этой улице. Таким образом, писательский городок, включавший поликлинику Литфонда и его детский сад, занимал почти все пространство между двумя выходами метро. Можно было плавно перетекать из двора во двор, ходить кругами и восьмерками, посетить врача и встретить уйму знакомых.

Вдоль улицы, звавшейся то 2-й, то 1-й Аэропортовской, в 60-х еще стояли деревянные бараки, окруженные садами. На снимке, обнаруженном на сайте «Фотографии старой Москвы», стоит девочка с косой между двумя бревенчатыми домиками на фоне третьего – двухэтажного.

-3

По воспоминаниям очевидцев, он оказался последним из могикан и, будучи уже расселенным, простоял до 1967 года. Снимок же сделан в 1949 году на Инвалидной (ныне Аэропортовской) улице, между домами 12 и 14. Перпендикулярно ей проходил 4-й Красноармейский переулок, теперь имя потерявший. Там сейчас стоит здание поликлиники Литфонда.

Балерины и инвалиды

На Аэропорте селились не только писатели.

– Мы переехали в 1962 году, – рассказывала жительница дома Большого Театра на Усиевича, 5, балерина Тамара Николаевна Тучнина. – Вокруг еще сохранились вишневые сады, и мы ходили выкапывали деревца и пересаживали поближе к дому. Еще существовал Инвалидный рынок. Он находился не там, где сейчас Ленинградский, а прямо напротив и вокруг нас. Кругом шли стройки, понятно было, что его вот-вот не станет, но момент, когда прямо под окнами торговали свежей зеленью с местного огорода, я еще помню. И инвалиды там тоже были, а неподалеку располагался протезный завод.

Ленинградский проспект
Ленинградский проспект

Что ж за тема такая – инвалидная?.. Для раскрытия ее придется перебраться на другую сторону Ленинградского проспекта, которая, несмотря на явственную привязку к метро «Аэропорт», имеет официальный статус части Хорошевского района.

На рубеже XIX–XX веков близ села Всехсвятского были открыты несколько «убежищ» для воинов-инвалидов, где они могли жить на полном обеспечении, – Александровское, Алексеевское и Сергиево-Елизаветинское. Последнее, основанное Великой княгиней Елизаветой Федоровной, имело адрес: «За Тверской заставой, Петербургское шоссе. Собственный дом. Телефон № 77» и располагалось рядом с нынешним метро «Аэропорт», в районе дома № 7 по улице Викторенко. Для Александровского убежища была расчищена немалая территория в сосновом лесу, примыкающем к Всехсвятской роще, разбит парк, построено штук 15 рубленых домов (в каждом по два «апартамента» на 4-6 человек) и хозяйственные постройки: «дом управления, хозяйственный дом, кирпичная баня, казарменный дом и аптека» с амбулаторией.

Село Всехсвятское
Село Всехсвятское

Эта мощная филантропическая структура рухнула после революции. Только Александровское убежище осталось, пережив реинкарнацию: преобразовалось в опытно-показательную колонию имени Карла Маркса, на территории которой позже построили несколько корпусов протезного завода. В начале 30-х годов вблизи бывшего убежища, на улице Острякова, 3, находился Институт экспертизы труда инвалидов (ЦИЭТИН), а завод разместился в кирпичном трехэтажном здании, выходившем на Ленинградское шоссе (тогда еще не было «проспекта») напротив Шебашевского переулка. Сейчас там владения Финансового университета при правительстве РФ.

Авиаторы вытеснили инвалидов

К началу войны в парке «культуры и отдыха», имевшем деревянный кинотеатр, парашютную вышку и качели, на месте хозяйственного дома построили 4-этажный жилой дом для работников окрестных предприятий. А позже, после 1941-го, корабельные сосны порубили на дрова, а парк разделили на лоскутки огородов (с 2003 года в его центре высится «Триумф-Палас»).

В Великую Отечественную протезный завод работал в три смены. ЦИЭТИН стал госпиталем, в котором занимались реабилитацией инвалидов и помогали им приспосабливаться к мирной жизни. Воплощением этой жизни стал, в частности, Инвалидный рынок, где контуженные и увечные приторговывали, чем могли.

-6

Так, на местности сосуществовали слабость и сила, прошлое и будущее – калеки и авиаторы. И, что объяснимо, последние первых стали потихоньку вытеснять. Сначала Инвалидные улицы переименовали в Аэропортовские, а затем, в конце 60-х, Инвалидный рынок был передвинут в сторону Сокола, заключен под крышу и стал именоваться Ленинградским.

Авиационная тема на окрестности тоже не с потолка свалилась, а корни имеет глубокие и охват обширный. Началось все с находящегося по соседству с 1910 года аэродрома Москов-ского общества воздухоплавания, после революции носившего имя Троцкого, а позже – Центрального аэродрома имени Фрунзе.

Аэродром имени Фрунзе
Аэродром имени Фрунзе

Отсюда, с Ходынского поля в 1922 году впервые в российской истории был совершен международный авиаперелет Москва – Кёнигсберг – Берлин, стартовали внутренние рейсы. Вокруг располагались знаменитые авиационные ОКБ Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева. Отсюда взлетали Нестеров, Уточкин, Чкалов... В ноябре 1931 года был открыт первый в Союзе аэровокзал, а в 1938-м году сюда подвели линию метро и открыли станцию «Аэропорт». В 1965 году был торжественно открыт новый аэровокзал, откуда автобусы доставляли пассажиров в любой московский аэропорт. (У никуда не летящих он также пользовался популярностью: здесь в те суровые времена круглосуточно работали ресторан и буфеты!).

Мария Кронгауз