"Молитву называют вращением духовных сфер. Трудно понять нам, что это значит. А суть этого определения в следующем: искренняя покаянная молитва беспрерывно приводит человека во все новые и новые состояния и положения по отношению к Небесной Церкви. Истинная покаянная молитва привлекает к человеку совершенно неведомые ему светлые духовные силы" (архим. Рафаил Карелин, "Дыхание жизни", 2007).
Напоминает известное высказывание прп. Максима:
"Чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном — посредством своих отпечатлений. Дело же их одно и, как говорил Иезекииль, дивный созерцатель великого, они словно колесо в колесе (Иез. 1:16), высказываясь, я полагаю, о двух мирах".
Смысл в том, что духовный, или умопостигаемый мир по отцам (конечно, трудноописуем, но) устроен нападобие вращающихся друг в друге сфер, или колеса в колесе из видения прор. Иезекииля. Что это за сферы? Это чины ангелов, это небесные обители, это логосы твари, логосы промысла и суда, и многое еще другого, неописуемого или отчасти описуемого. Как пишет Ангеликуд:
"Мир умопостигаемый, через четыре как бы элемента, обладающие двояким качеством, как было сказано, сводимый воедино и в отношении себя единовидно созерцаемый, [состоит из] чувственных творений, творений умопостигаемых, умопостигаемых нетварных и нетварного Единого [Бога] Который превыше ума".
И все это вращается, проникает и существует друг в друге согласно неведомому божественному замыслу и порядку. Духовно молящийся оказывается в какой-то части этого Небесного Царства, и потому его молитва, как я полагаю, называется отцами "вращением духовных сфер".