Найти в Дзене
Экран

" Военно- полевой роман". Почему многие киностудии не хотели давать деньги на этот фильм

Почти 35 лет прошло с даты премьеры фильма Петра Ефимовича Тодоровского "Военно-полевой роман". Многие кинокритики до сих пор считают, что именно эта картина лучше всего раскрыла тему Любви на Войне.

Фронтовик, режиссер и сценарист картины Петр Тодоровский много лет вынашивал идею фильма. Тему ему подсказала сама жизнь.

Еще после войны, студент ВГИКа Тодоровский, услышал на улице знакомый женский голос. Он обернулся и увидел, молодую еще женщину, но укутанную в платки, в старых валенках, которая с хрипотцой зазывала покупателей на ее пирожки. Рядом с ней стояла маленькая девочка...

Он узнал ее сразу. По голосу и заразительному смеху. Этот смех женщины, возлюбленной его комбата, он запомнил на всю жизнь.

Из воспоминаний Петра Ефимовича:

-2

«Я долго стоял и не мог оторвать взгляд. Что произошло с ней, красавицей, фронтовой королевой? Почему жизнь так изменила ее? Женщина не узнала меня, и я ничего не сказал ей. Но забыть эту встречу не мог. Пытался представить ее судьбу после гибели комбата – одиночество, ожесточение, ребенок на руках... Долго-долго вынашивал я этот замысел».

Он побоялся к ней тогда подойти. Но долгие годы этот эпизод не выходил у него из памяти. И только спустя 30 лет после того случая, уже знаменитый режиссер Петр Тодоровский, написал сценарий к своему будущему фильму «Военно-полевой роман».

Сценарий то он написал быстро, но вот ни одна киностудия не хотела его снимать. Все говорили:" Мол, кого это интересует - коммуналки после войны, какая- то баба с пирожками.." Только Одесская киностудия пошла на встречу режиссера и выделила деньги на фильм.

Все события в фильме "Военно- полевой рома"! - реальны. Валерий Ефимович потом вспоминал, как они, еще совсем юные солдаты, просто замирали, проходя мимо землянки комбата, откуда и раздавался смех незнакомки , который даже заглушал музыку, льющуюся из патефона.

На передовой эти звуки казались просто фантастическими. А потом было наступление. Комбат погиб. А ту белокурую женщину Тодоровский во время войны больше никогда не видел, но она навсегда осталась в его памяти.

Тодоровский сразу решил, что будет снимать в этой ролди только Наталью Андрейченко.

-3

Но Андрейченко у ту пору только родила, и ее супруг ( Тогда еще Дунаевский) был категорически против , чтобы она так рано выходила на работу.

Режиссера уговаривали снять вместо нее Вертинскую или Догилеву, но
он был непреклонен, и все же уговорил Андрейченко сыграть эту роль.

А вот Николай Бурляев согласился играть сразу. Он сразу понял, что роль его. Над сценарием он даже плакал.

-4

И , конечно, как всегда, просто гениально, роль Веры сыграла Инна Чукрикова!

-5

Нельзя не сказать о песне, которая стала " стержнем" фильма. Это легендарная уже Рио- Рита.

Многие потом считали, что Рио - Рита это чуть ли не народная песенка. Нет, слова песни ФОКСТРОТ "РИО-РИТА"написал Геннадий Шпаликов, а автор музыки - Петр Тодоровский. В фильме ее пел Павел Смеян.

«Военно-полевой роман» только в год премьеры посмотрели 15 млн зрителей. Фильм был показан и заграницей, его даже номинировали на «Оскар» , как «Лучший фильм на иностранном языке».

Он получил множество награда на международных фестивалях, но не это главное. Главное - это хорошо и честно рассказанная история Любви, которая бывает даже на Войне. Главное, это вот эта незамысловатая и вроде не грустная песенка, слушая которую почему то хочется плакать...