В Швеции огромное количество велосипедистов, их встречаешь даже чаще, чем пешеходов. Да, в центре любого города, особенно в Стокгольме, прохожих будет больше, но если смотреть на окраины или тем более небольшие городки, то такое ощущение, что кроме как на велосипедах (ну и, конечно, автомобилях или общественном транспорте) там народ почти никак не передвигается.
Там даже у бомжей есть велосипеды, причем неплохие. Что уж говорить об остальных людях.
Мы сами не догадались взять в путешествие велосипед, поэтому нам приходилось огромные расстояния проходить пешком и мы видели, что зачастую были чуть ни единственными пешеходами.
Причин для такой популярности велосипеда много:
· бесплатный транспорт
· спорт и ЗОЖ
· возможность проезжать большие расстояния (люди часто живут не в самих городах, а на дальних окраинах или в частном секторе, поэтому пешком идти далеко, а на велосипеде - самое то).
Из-за всего этого в Швеции сформировался определенный культ велосипедов, отразившийся на внешнем виде городов, образе жизни и даже внешности шведов. Об этом в общих чертах я и хочу написать.
1. Почти все тротуары разделены на пешеходную дорожку и на велодорожку. И это не просто рекомендация: для шведов прям важно идти или ехать только по своей стороне. И не дай бог эту линию пешеходу пересечь, даже случайно, даже чтобы что-то фотографировать. Конечно, если ты эту границу нарушишь, чаще всего тебя проигнорируют, но могут сделать замечание или упорно мчать по своей дороге, громко бибкая, пока ты не отскочишь.
В Финляндии, кстати, такого нет: во-первых там не так много отдельных велодорожек, во-вторых финских велосипедистов просто не напрягает проехать хоть по дороге. В Швеции же все с этим делом крайне строго.
На фото видно, что правая, широкая сторона для велосипедистов, левая для пешеходов. Левая такая узкая, что даже вдвоем рядом уже идти проблематично.
2. В Швеции так любят велосипеды, что часто используют их в качестве элемента дизайна или в рекламе.
Кстати, интересно, что в России роль рекламной конструкции скорее играл бы раскрашенный под рекламу автомобиль, а в Швеции с такой же долей вероятности это будет велосипед.
3. В Швеции часто встречаются брошенные велосипеды. Не, они не валяются просто так, они зачастую даже пристегнуты. Но судя по спущенным колесам и внешнему виду, стоят они тут уже давным-давно и никуда не деваются. Если бы они были не пристегнуты - их бы может кто и взял, а так они, видимо, могут стоять и бесконечно ждать хозяина, который неизвестно куда делся, может умер вообще.
4. Я уже писала про особенность женских фигур в Швеции. Она, на мой взгляд состоит в том, что у женщин, даже если они достаточно полные, - очень крепкие и мускулистые ноги. Думаю, причина кроется в том числе в их огромным увлечением велосипедами.
Так что если соберетесь в Швецию, особенно на своей лодке - как мы, возьмите обязательно велосипед, без него тут сложно, так как от лодочной стоянки до магазина (а в деревнях или пригородах их практически нет), надо идти от пяти километров в среднем. Пару раз так сходить еще можно, а вот постоянно - сильно напряжет.