Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Монастыри и блудливость средневековья

Монастырь. На первый взгляд, кажется, что это место должно быть образцом добродетельности, но на самом ли деле эти организации боролись с проявлениями греховного в обществе или сами погрязли в развратности?

Что-то похоже на монастырские общины существовало еще в Римской империи. Стоики, которые осуждали крайнюю распущенность и греховность старого, верного древним идолам мира, самостоятельно удалялись из городов и создавали отдельные от общества общины. На местах многих этих объединений, с приходом христианства, были основаны монастыри для сохранения чистоты веры, хотя уже тогда учение Христа начало приобретать чуждые ранним христианам языческие иерархии. Постепенно они сами присоединились к системе в противоположность которой создавались.

В среднестатистическом монастыре, кроме центрального собора и многочисленных капелл и часовенок, были жилые помещения для монахов, высших клириков, разнообразных путников и паломников. Так же здания для ведения хозяйства и библиотека с архивом монастыря. Все это дело окружалось каменной стеной. Монахам было строго запрещено покидать обитель, так как практически все свое свободное время они должны были проводить в молитвах. Иногда, по особым поручениям им все-таки можно было выйти за стены. А за этой каменной границей монахов ждал совсем другой мир.

-2

Следует напомнить читателю, что обычный народ не давал никому никаких обетов и высокой моральностью не отличался. Вопреки распространенному мнению, церковь мало влияла на половую жизнь крестьян и народа вообще. У них было больше свободомыслия нежели мы все привыкли думать. Представление о средневековом мире почти полностью зависит от церковных источников, которые умалчивали о многих вещах. Только во времена раннего ренессанса мы получаем новые источники. Например «Декамерон» Джованни Бокаччо, где описывается повседневная жизнь с преобладанием неблагочистивых мотивов. Там же есть несколько новелл о монахах, в которых они предстают алчными, похотливыми и лицемерными персонажами. Конечно писатель специально утрировал и сделал своих монахов немного гротескными персонажами, но только для того чтобы показать то, какими их видело тогдашнее общество. И действительно, много из них посещали бордели и имели связи с блудницами на стороне. Интересно, что обет целомудрия был введен только в ходе церковной реформы ХI-XII веков, а наказание за содомию на лишь Третьем Латеранском соборе 1179 года. Под содомией подразумевались однополые отношения, и этот запрет дает возможность подозревать монахов в связи с мужчинами. Если бы такого явления не было, то не пришлось бы его запрещать.

-3

Что касается женских монастырей, то они часто размещались возле мужских, что непокоило некоторых монахов. Близость женщин, еще и сестер иногда были причиной нарушения обета целомудрия. Ночью монахи могли тайно посещать монахинь, а чтобы предупредить эти визиты, то в спальнях не тушили свет.

Так же был риск для возникновения однополой любви между сестрами. Чтобы предупредить это все они спали одетыми в отдельных кроватях. А ночью на проверку заходила приоресса – помощница аббатесы – для того чтобы убедится что никаких нарушений нет, если, конечно она не была пьяна в тот момент настолько, что не могла бы ходить.

Старшие по званию монашки часто нарушали распорядок обители, принимая алкоголь, так как у них был доступ к нему. Также они могли свободно выходить за пределы обители, что давало им больше возможностей согрешить. Если такое поведение раскрывалось вышестоящими иерархами, то обычно это не афишировали, а наоборот старались все утаить. Скандал никому не был нужен, особенно учитывая тот факт, что практически все монашки походили из знатных семей.

-4

Бедных и обездоленных в свою очередь ждала роль куртизанки. Для женщин средневекового патриархального общества часто не было другого выбора, кроме как стать жрицей любви. Но если этот выбор все-таки был, то многие все ровно начинали торговать телом только потому, что так они приобретали хоть какую-то независимость.

При монастырях нередко существовали Дома Магдалин для реабилитации бывших куртизанок. В этих заведениях собирали “падших женщин” не старше 30 лет для последующего исправления. Для блудниц это был шанс на дальнейшую нормальную жизнь. Многие из них находили мужа. Еще в 1198 году папа Иннокентий III издал эдикт о том чтобы мужчинам, которые возьмут бывшую распутницу в жены даровалась индульгенция, то есть полное освобождение от грехов.

Но часто эти дома из заведений исправления становились обычными борделями. Самым известным примером Дома Магдалин был при папском дворе в Авиньоне во время “Авиньонского пленения пап” с 1309 по 1378 годы. Этот раскол католического мира стал одной из многих кульминаций морального упадка высшего преосвященного духовенства святого Петра. Этот бордель, основанный в 1347 году, считался подобием монастыря. Тут впервые в Европе пристально следили за клиентами, в число которых попадали отнюдь не бедные крестьяне и каждую неделю проверяли “монашек” на предмет венерических болезней.

-5

То есть средневековые католические монастыри совсем не были тем местом, которое представляют большинство людей. Конечно, что такие явления характерны больше для зрелого средневековья, чем для раннего, но сам факт того, что подобные случаи были зафиксированы, говорит многое о церковной иерархии и светском влиянии власти на нее.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.