Каждому, кто хоть однажды, изучал какой-нибудь иностранный язык известно выражение "ложные друзья переводчика". Это когда слова очень похожи по звучанию и/или написанию, но значение слова в родном языке даже близко не подходит к значению его на другом языке. У экскурсоводов тоже есть ложные друзья. Вот вам пример.
Мы идём по улице Коломенской в Петербурге и видим небольшое аккуратное здание, украшенное двумя чугунными лошадиными головами. И вывеска подходящая: ветеринарная клиника.
Микрорайон называется Лиговка-Ямская. Название историческое, отсылает нас к Петровским временам. С 1710 года на этой территории по велению Петра I стали селиться ямщики "для отправления почтовой гоньбы". Как хотелось бы сказать, "это здание - то немногое, что осталось от Ямской слободы". А вот как раз это здание имеет минимальное отношение к Ямской слободе.
Дело в том, что в конце XIXв. в этом здании находилась, так называемая «перековка» для лошадей. На первом этаже капитальных стен по фасаду практически не было. Почти весь первый этаж занимали прикрытые деревянными воротцами помещения, где перековывали лошадей перед дальней дорогой. Из этого «адреса» они отправлялись в сторону Московской заставы, а оттуда в дальнюю дорогу по московскому тракту.
C 1917 года до настоящего времени (с перерывами на разборку и постройку нового здания) здесь находится ветеринарная клиника. Чугунные головы датируют концом ХIX века, их происхождение и авторство неизвестно, установлены на этом здании, по данным КГИОП, в 30-е годы ХХ века.
В 20-е годы XX в. перековочные помещения «закрыли» капитальными стенами на временном бутовом фундаменте. «Годы были суровыми и приходилось на всём экономить. Вроде бы и кирпич ещё применяли при строительстве с дореволюционными клеймами, но по качеству он был несравненно хуже дореволюционного. Формы-то остались. Но вот консистенция была уж не та. Во время блокады здание многократно и основательно встряхнуло при бомбёжках и артобстрелах». Об аварийности здания заговорили ещё в конце 80-х. Признали аварийным в начале 90-х. Фундаменты тоже признаны аварийными, поэтому в 2008 году постройка была разобрана полностью.
Здание было полностью воссоздано в привычном для старожилов виде и в 2012 году чугунные головы лошадей вернулись на место.
Здание не историческое, но смотрится на этом месте как родное. На примере этого дома ясно, что и в ХХI веке можно деликатно и исторически грамотно включать необходимую городу инфраструктуру в исторический контекст Петербурга.