Часть вторая
В этой части расскажу не сколько о самом самолёте, а о том как европейцы решили организацию доставки по воде и дорогам составных частей этого огромного лайнера, верю их опыт пригодится и нам, поскольку надеюсь, что со временем наша возрождённая авиапромышленность начнёт создавать и такие гигантские самолёты.
А сейчас мы находимся всё в том же огромном ангаре под Гамбургом, но только на следующем стапеле, на котором в секции монтируют системы подачи воздуха и кондиционирования. Все воздуховоды не металлические, не алюминиевые и не жестяные, а сделаны из стекловолокна, потому что он легче. Весь воздух в А-380, а это полторы тысячи кубических метров, полностью заменяется каждые три минуты.
В итоге в секциях монтируется абсолютно всё, кроме внутренней обшивки. После того как все системы многократно проверены, провода прозвонены, соединения в трубопроводах протестированы, только после этого торцы секций затягивают тканью и огромные составные части вытягивают на причал. Вот тут становится ясно, зачем летающему монстру река.
Логистика перемещения составных частей А-380, конечно, сумасшедшая – в Гамбурге на специально построенную баржу загружают несколько секций, после чего она идёт по Эльбе через Атлантику в Великобританию, где на неё дозагрузят два крыла самолёта, затем баржа разворачивается и направляется во Францию. А-380 – это монстр, который не только летает, но и ещё и объединяет.
Секции самолёта настолько огромны, что иначе как по воде к месту сборки их недоставить. Огромные фрагменты загружаются в один из трёх специально построенных для А-380 кораблей класса река-море, а чтобы у зевак не оставалось сомнений в их высоком предназначении, на борту каждого красуется гордая надпись Airbus on board.
Из-за крупных размеров и хрупкости секций в перегрузочном порту даже не пытались построить кран, детали будущего самолёта заезжают внутрь корабля сами, для этого корма судна откидывается вниз, а причал приседает словно огромный лист.
Специально для строительства А-380 было создано большое количество самых разных устройств, приспособлений и машин. Одно из них уникальный тягач, у которого все 48 колёс могут поворачиваться на 90 градусов, при желании эта платформа грузоподъёмностью в десятки тонн может ехать боком, а это очень важное качество в условиях ограниченного пространства погрузочного дока.
Платформа подъезжает под секцию, приподнимает её, заводит в трюм, там ставит её и выезжает обратно. Вся операция занимает минут 15, но самое удивительное, водитель не сидит в тягаче, а идёт рядом и смотрит всё ли в порядке, платформой он управляет с помощь пульта.
Уже через несколько дней этот корабль с частями фюзеляжа внутри окажется во французском порту. В морском порту секции перегрузят на одну из двух речных барж и они отправятся вверх по Гаронне – сто каналов, шлюзов и нависающих старинных мостов. В некоторых местах от верхушки секции до фермы моста расстояние достигает всего 20 сантиметров, но тем не менее за всю истории А-380 с фюзеляжами не случалось никаких ЧП.
В речном порту Лангон детали самолёта снова перегружаются уже на автопоезда и теперь им предстоит преодолеть ещё 240 км по дороге в Тулузу к месту окончательной сборки.
Путь составных частей лайнера А-380 пролегает через маленькие французские города. Чтобы свести к минимуму неудобства жителей, колонна из шести огромных трейлеров и 30 машин сопровождения двигается только ночью, Днём этот огромный конвой, растягивающийся на несколько километров, отдыхает на специально построенных для этого стоянках, но с наступлением темноты всё здесь вновь приходит в движение.
Каждый уже давно и досконально знает, что и когда ему делать. Свою очерёдность в колонне водители никогда не меняют, первый всегда идёт трейлер с правым крылом самолёта просто так повелось, когда детали А-380 перевозили в первый раз, порядок был именно таким. С тех пор происшествий не было и такую очерёдность решили оставить.
Трассу, по которой движется ночной конвой Airbus перекрывают, впереди двигается полицейская машина, автомобили технических служб, эскорт из мотоциклистов – так во Франции не сопровождают даже лимузин президента.
Минут за сорок, дорогу, по которой проедет конвой через какой-нибудь город, авангард предварительно подготавливает – убирает мешающие автомобили, подчищает дорожное полотно, на нём не должно быть даже мельчайших неровностей и выкручивают столбики, отделяющие проезжую часть от пешеходной, причём всё это делается удивительно спокойно и дружелюбно.
Во время проезда через город скорость конвоя снижается до 5-7 км/час, огромные секции фюзеляжа буквально нависают над старыми французскими домиками, ведь они выше их минимум в два раза. В некоторых местах расстояние от груза до стены сокращается до нескольких сантиметров, здесь от водителей большегрузов требуется ювелирная точность.
Сверкающая вереница грузовиков, везущая по узким улицам гигантские составные часть А-380 в Провансе стала своеобразным аттракционом – посмотреть на это зрелище, несмотря на поздний час выходят множество местных жителей, для них этот ночной конвой – это такой Airbus-карнавал.
Всегда в одно и то же время, где-то около двух часов ночи, конвой заезжает на территорию сборочного участка А-380 под Тулузой. Уже с рассветом здесь начнётся главный этап создания самолёта – стыковка секций. Но об этом уже в следующей части статьи.