Найти тему
Плюс 1%

Прыгнуть выше головы: как понять свой уровень компетентности?

Компетентность +1%

Чем мы более некомпетентны, тем меньше сомневаемся в собственных способностях. Как разглядеть свой потолок и перестать мучить себя задачами не по зубам? Или, наоборот, стоит завышать планку и прыгать все выше и выше? Ищем ответ вместе когнитивным психотерапевтом.

Я знаю все❗️

♦️ Люди менее квалифицированные часто переоценивают свои способности и возможности и не понимают реальный уровень своей некомпетентности. Они не могут адекватно оценить и тех, кто имеет более высокий уровень. Но после того, как с ними проводится обучение, они, обернувшись назад, видят свой скудный багаж знаний и навыков.

♦️ Обратная сторона эффекта: люди с высокой компетентностью не способны понять, почему кто-то, имеющий более низкий уровень квалификации, не может выполнить задачу так же легко, как они.

Важны ли способности❓

♦️ Компетенции — это некий динамический стереотип, набор действий, которые работник с тем или иным качеством осуществляет. Это очень конкретизированные навыки, схема.

♦️ Например, кассир в Макдональдсе выполняет нехитрые действия, которые требуют отточенности, но не каких-то глубинных знаний. Навыки — это научение. А способности — более широкое русло. Можно иметь способности, но не иметь компетенций.

Я знаю, что ничего не знаю

♦️ Если мы понимаем количество наших белых пятен и критичны к себе, то это хороший симптом. Критическое мышление позволяет соизмерять объем своих знаний и навыков. И это помогает брать на себя то, что по плечу.

♦️ Но есть и другая крайность: немало тех, кто при больших знаниях и опыте не уверен в своей достаточной компетентности. При том, что все внешние признаки успешной работы налицо. Это так называемый синдромом самозванца, когда человек считает, что он незаслуженно занимает какую-то позицию, что на самом деле он абсолютный ноль.

👉 Нужна золотая середина. Если ставить слишком высоко, будет апатия и блокировка действий. Если ставить планку сегодняшнего дня, не будет мотивов развития. Нужна постепенная тренировка и стимулирование себя. Задавайте себе задачки на доступном уровне, это и будет, по Выготскому, ближайшая зона развития.