Найти тему
Гараж Автоклассика

У истоков механизации русского села. Трактор «Универсал»

Что может делать техника, с мощностью двигателя в 22 л.с.? Если спросить об этом современного человека, то он наверняка ответить – ничего, наверное это мотороллер? Если спросить чуть более прокачанного в технике человека, тот скажет – да много чего, ведь газонокосилки, мотопомпы и различные небольшие генераторы не приводятся в движение от V8…

И вряд ли сейчас большинство скажет, что эти самые 22 лошадиные силы в цельнометаллическом исполнении стояли у истоков масштабного освоения русской целины, и механизации русского села. Трактор «Универсал» У-2, он имел мощность всего в 22 л.с., смехотворную мощность, но тем не менее, упорно тянул наше село в светлое будущее…

-2

Нетрудно догадаться, что в основе большинства тогдашней нашей техники лежали американские разработки, не был исключением и «Универсал», представлявший собой аналог американского трактора «Фармолл Ф-20» американской компании International Harvester .

-3

Выпускался «Универсал» в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» с 1934 по 1940 год. После перерыва, связанного со сложностями военных лет, трактор продолжили выпускать, но уже во Владимире на ВТЗ, с 1944 по 1955 год он выпускался, стал первым трактором, произведенным на ВТЗ, кстати.

Суммарно было изготовлено 200 тыс. экземпляров «Универсалов», это был первый советский трактор, поставлявшийся на экспорт. Происходило это, правда, в условиях острой нехватки тракторов в на полях самого СССР.

-4

Бытует мнение, что советская копия «Фармолла» производилась без покупки лицензии на её производство, но International Harvester не стал затевать судебные тяжбы из-за этого, так как вскоре компания получила от СССР очень выгодный контракт на производство трактора СТЗ15-30.

-5

Трактор представлял собой очень простую, можно сказать примитивную конструкцию, был сделан целиком из металла, всё что только можно было упростить в этой машине, было упрощено до предела. Например, рулевой редуктор не имел даже полностью закрытого корпуса, в рулевом управлении применялись открытые шестерни. У американского «Фармолла» этот узел имел герметичный корпус.

-6

В движение трактор приводился карбюраторным мотором мощностью в 22 л.с., топливом которому служил керосин. Охлаждение было водяным, термосифонного типа, водяной насос отсутствовал. Коробка передач имела три скорости вперед и одну реверсную, диапазон движения вперед составлял от 3.9 км/час до 8.1 км/час. Все колёса трактора были металлическими, задние колёса оснащались железными грунтозацепами. В основе конструкции лежала клёпанная рама, соединявшаяся в задней части с картером задней передачи, задним мостом. Вес трактора составлял 2110 кг.

-7

«Универсал» производился в четырёх модификациях. Помимо самого распространенного пропашного трактора «Универсал» У-2 был еще и У-1, отличавшийся максимально сближенными передними колёсами, более широко расставленными задними колёсами, и увеличенным дорожным просветом.

-8

Модификации У-3 и У-4 были не сильно распространенны, представляли собой гибридный вариант модификаций У-1 (передняя часть) и У-2 (задняя), повышенный дорожный просвет, и различались расширенной колеёй. Предназначались для обработки хлопка, кукурузы и других сельхозкультур с высоким стеблем.

-9

Перед тем как начать проектирование трактора, инженеры специально ездили в Среднюю Азию, что бы изучить условия работы существовавших на тот момент тракторов в полевых условиях. По возвращении из командировки инженер М. Ревякин рассказал о преимуществах «железного коня» на таких сельскохозяйственных работах, на которых и обычный то конь не применялся, а был ручной труд тысяч сезонных рабочих.

«Чтобы засеять хлопком один гектар посева, надо нагнуться 30 тысяч раз! Трактор-пропашник засевает такую площадь за 50 минут только при одном рабочем. На прополку гектара кукурузы ручным способом затрачивается 75 человеко-часов. Для большого совхоза с 10-12 тыс. гектаров посева требуется несколько тысяч сезонных рабочих. Эту огромную армию сезонников могут заменить несколько десятков пропашников с необходимыми прицепными орудиями»
-10

«Универсал» не просто облегчил жизнь труженикам села, этот трактор стал родоначальником нового направления в советском тракторостроении – производства лёгких, универсальных пропашных тракторов широкого профиля применения, ставших самым распространенным типом тракторов в стране на многие десятилетия.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru