Компания, осуществляющая регулируемую государством деятельность, в частности, обеспечивающая потребителей теплом, вправе рассчитывать на то, что вынужденные расходы (на оплату труда, на создание нормативного запаса топлива и другие) будут включены в тарифы на тепловую энергию. Недополучение доходов по вине государственных органов, утверждающих тарифы, является основанием для возмещения убытков за счет казны соответствующего уровня.
Фабула дела:
Компания, осуществлявшая деятельность по теплоснабжению, ООО «ПКС-Сервис», обратилась в суд за взысканием расходов, не включенных в тариф на тепловую энергию. Ответчик – Республика Карелия в лице Государственного Комитета по ценам и тарифам, которое утвердило тарифы на тепловую энергию на 2015 год, пересмотренные вышестоящей организацией по жалобе истца: в тарифы были включены дополнительные расходы истца. Деятельность общества была прекращена до завершения 2015 года, часть расходов была не возмещена, что послужило основанием для обращения в суд.
Суды двух инстанций признали за истцом право на возмещение убытков, причиненных в результате действий государственного органа.
Судебный акт: Постановление 13-го ААС от 21.03.2018 по делу № А26-9055/2016 [13АП-1944/2018]
Выводы суда:
1. Истец недополучил денежные средства в связи с тем, что тарифы на тепловую энергию были утверждены актом Комитета по ценам и тарифам. В полном объеме надлежит возмещать вред, который причинен обществу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов.
2. Привлекать к ответственности необходимо при доказанности убытков, незаконности действий и причинно-следственной связи между действиями и убытками. Суд указал, что было принято решение об утверждении тарифов, истцом были понесены расходы и недополучены доходы, то есть имеется действие и причинная связь между ним и убытками.
3. Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в письме № 145 от 31.05.2011 в случае принятия государственным органом незаконного нормативного акта требование о возмещении убытков может быть заявлено только в случае оспаривания нормативного акта и признания его незаконным.
4. В данном деле суд провел аналогию: решение об утверждении тарифов было обжаловано истцом в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) - вышестоящий орган. В отсутствие дальнейшего обжалования решение ФСТ имеет фактически силу судебного акта. Кроме того, решение ФСТ было принято к исполнению Комитетом: тарифы были изменены.
5. Согласно отдельным разъяснениям ФАС РФ в ответ на запрос конкурсного управляющего истца - организация, прекратившая свою деятельность, лишенная статуса теплоснабжающей организации, имеет право на взыскание убытков.
Комментарии:
1. По правилам АПК РФ истец обязан был доказать размер убытков и представить доказательства факта причинения убытков, а также наличия причинной связи. Истец представил в материалы дела расчет суммы убытков, статистические отчеты, копии отчетов о фактической реализации энергии.
2. Суд посчитал данные доказательства достаточными для установления размера убытков. Являясь организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, истец находился в зависимом положении от тарифов на тепловую энергию, решений, принимаемых уполномоченным органом.
3. Невключение вынужденных расходов организации в тарифы привело к тому, что истец не имел возможности покрыть расходы. Следуя такой логике, в действиях государственного органа можно усмотреть нарушение интересов снабжающей компании.
4. При этом незаконность действий Комитета по ценам и тарифам не была обоснована в полной мере. В величину тарифов Комитет включил расходы истца в соответствии с решением ФСТ, то есть ответчик исполнил решение вышестоящего органа, действовал в пределах предоставленных полномочий.
5. В случае, если бы деятельность истца не прекратилась в течение 2015 года, по окончании года расходы истца, вероятно, были бы возмещены пользователями тепловой энергии. Комитет едва ли мог предусмотреть, что истец не сможет осуществлять деятельность в течение полного года, вместе с тем, он не причинял намеренно ущерба истцу.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Галина Короткевич, партнер юрфирмы "Ветров и партнеры"