Мы продолжаем знакомить наших читателей с вспомогательными наработками традиционного ушу. Кроме широко распространенных методов, которые можно встретить практически повсеместно, иногда встречаются довольно редкие, но интересные наработки. Многие из них были позаимствованы из так называемых "72 искусств Шаолиня" (на самом деле, правильное название "少林七十二绝技修炼方法").
Одно из таких интересных упражнений - наработка нефритового пояса ( 玉带功 yùdàigōng). Это вполне понятное название, так как украшенный яшмой пояс был принадлежностью высшего чиновничества, т.е. важным статусным признаком. Т.е. достигший завершения этой наработки можно сказать уподобляется удостоенному этой отличительной символикой.
Однако так же иногда этот метод называют круг триграмм Цянь и Кунь или круг Неба и Земли. Почему?
Концепция Восьми Триграмм (八卦 bāguà) была создана легендарным императором Китая Фу Си, который объяснял взаимоотношения Инь и Ян следующим образом:
“Беспредельное порождает определенное, которое и есть Великий Предел. Великий Предел порождает две формы, которые и есть мужское и женское начало. Две формы порождают четыре образа, которые и есть малое мужское и большое мужское начало, малое женское и большое женское начало. Четыре образа отображаются в восьми триграммах, а восемью восемь и есть шестьдесят четыре гексаграммы. "
Цитируется по статье Ильи Профатилова "Смертоносные шесты неизвестных мастеров. Истоки и развитие фехтования боевым шестом—лухэгунь"
Передаваемый названием образ несложно понять, исходя из того, что символизируют эти триграммы. Например, триграмма Цянь (乾 qián), 1-я из восьми триграмм «И- цзина» и изображаемая как ☰, символизирует мужское начало мироздания, небо и солнце, а триграмма Кунь (坤 kūn), изображаемая как ☷ , соответственно символизирует уже женское начало мироздания, землю и луну...
Но вернемся к методу. Итак, эта наработка - тренировка усилия охвата руками. Существует мнение, что это наследие традиционной китайской борьбы сянпу («相扑» xiàngpū ), прототипом японской борьбы сумо.
Однако содержание, методики и тренировочный арсенал древних видов борьбы ( таких как, «相扑» xiàngpū и «角力» juélì ) нам достоверно неизвестны, хотя, вероятно, они содержат «три составляющих технического арсенала» (такие как, «打, 踢, 靠» dǎ , tī, kào ),сохранившиеся и в современном ушу. Однако они скорее всего будут не идентичны и одноименным основам кулачного искусства-цюаньшу (拳术 quánshù), и приемам маньчжурской борьбы шуайцзяо (摔跤 shuāijiāo).
Хотя возникновение борьбы сянпу («相扑» xiàngpū) часто относят к временам правления легендарного Желтого Императора (黄帝 huángdì Хуан-ди ок. 2600 года до н. э.), скорее всего её позаимствовали у соседних степняков во времена Циньхань (秦汉 qín hàn — эпоха династий Цинь 221-207 до н. э. ― Хань 206 до н. э. — 220 н. э.). И степняки, по мнению современных китайских исследователей, использовали преимущественно «грубую силу» (蛮力 mánlì ) вместо, скажем, искусных техник современного шуайцзяо (摔跤shuāijiāo). Для этого они использовали разные методы развития мощи тела.
Итак, метод нефритового пояса:
На первом этапе тренируют просто обхватывание большого дерева. Обхватив дерево, его необходимо сильно сдавить руками. После этого, задействуя силу всего тела, надо попробовать выдернуть дерево из земли. Основное усилие порождается распрямлением ног и работой поясницы.
После двух-трех лет подобных тренировок переходят к следующему этапу.
Второй этап заключается в поднимании каменного барабана (или металлического треножника) сперва в 250, затем в пятьсот, а потом - в тысячу цзиней весом (1 цзинь традиционная китайская мера веса, составляла 0,6 кг).
После достижения такого результата, продолжают тренировать еще в течении года, затем основная часть наработки считается завершенной, и из ваших железных объятий будет очень сложно вырваться!
Дм. Моисеев, СПб - 2018
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, ставьте лайки, делайте перепосты, а мы будем радовать вас интересными и полезными материалами!