Найти в Дзене
Финансовая газета

Объем мировых ICO за первое полугодие превысил итоги 2017 года

Несмотря на снижение курсовой стоимости основных криптовалют и падение капитализации крипторынка в целом, ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов) бьет рекорды. И инвесторов пока не отпугивает тот факт, что большинство размещений прошлого года были неудачными.

Поле чудес

По итогам первого полугодия в ходе ICO было привлечено почти $16,9 млрд, в то время как за весь 2017 год объем размещений равнялся $6,9 млрд. Возросло и их число – 670 за первое полугодие 2018 года против 514 за весь прошлый год, как свидетельствуют данные портала anycoin.news. Позитивом для рынка является и рост средней суммы проекта, требующего криптофинансирования. По сравнению с итогами прошлого года этот показатель вырос почти в 2 раза до более $25 млн.

Такой рост рынка ICO наблюдается на фоне падения котировок основных криптовалют и капитализации крипторынка в целом: по сравнению с началом года к настоящему времени капитализация рынка криптоактивов снизилась почти в 4 раза до чуть более $200 млрд. Если провести аналогию с привычным рынком ценных бумаг, то данная ситуация кажется аномальной. В периоды падения фондового рынка IPO (Initial Public Offering – первичное публичное размещение акций) даже заведомо успешных компаний проводятся редко. Лишь в периоды роста, когда на рынке царит эйфория, инвесторы с охотой откликаются на предложения купить новые бумаги и даже готовы заплатить за них чуть больше текущей справедливой стоимости.

Сложившуюся в настоящее время на крипторынке ситуацию можно объяснить тем, что разочаровавшаяся в росте традиционных криптовалют часть инвесторов продолжила искать новые проекты, способные принести кратную прибыль. Впрочем, крупнейшие проекты этого года – ICO компаний EOS и Telegram, собравшие соответственно $4,1 млрд и $1,7 млрд, вряд ли дадут сверхвысокую доходность. Зато у инвесторов есть абсолютная уверенность, что данные проекты не являются фейковыми, и их капитализация не рухнет до нуля.

Данные компании с успехом могли бы разместить не токены, а акции на любой крупной мировой бирже, однако выбрали вариант выпуска и продажи своей криптовалюты. Это связано с тем, что затраты на подготовку классического IPO составляют в районе 6–8% от объема привлекаемой суммы, что примерно вдвое превосходит стоимость первичного размещения токенов. Кроме того, дальнейшие траты на раскрытие информации и другие обязательные процедуры для соответствия требованиям листинга бирж при варианте IPO также в разы выше, чем в условиях крипторынка.

Впрочем, стоимость ICO во многом определяется местом размещения. Эксперты PwC выделяют три подхода к регулированию рынка. Самый надежный для инвесторов вариант – это участие в размещении, организованном по правилам США, в которой все токены, предлагаемые во время ICO, расцениваются как ценные бумаги.

В Европе же преобладает дифференцированное регулирование. Например, Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками классифицирует токены на три подтипа: актив, платежное средство и токены-утилиты, которые фактически не являются инвестициями, но позволяют покупателю получить прямой доступ к продукту или услуге ICO проекта. Наконец, в Азии регулирование очень неоднородно, и даже есть случаи строго запрета на проведение ICO (Китай).

Осторожно, мошенники!

Но никакие регулятивные нормы не позволяют полностью защититься от откровенных мошенников и просто неудачных проектов. И в этом рынок криптопроектов существенно уступает привлечению средств посредством размещения акций. На фондовом рынке тоже случаются неудачные истории, но разместить бумаги откровенно провальных и тем более мошеннических проектов чрезвычайно сложно. На крипторынке специалисты по финансовому и инвестиционному анализу только появляются. Но все равно пугающими выглядят данные консалтинговой компании Statis Group, согласно которым, более 80% от числа проведенных в 2017 году ICO оказались мошенническими.

Однако практически все скам-проекты мелкие: более 70% собранных в результате первичного размещения токенов средств пошло на реализацию реальных проектов. Впрочем, это еще не означает, что отдача от них будет соответствовать бизнес-плану из-за явного недостатка квалифицированных финансистов в крипто индустрии.

Впрочем, и по-настоящему крупные мошенники, уже попавшие в историю, на цифровом рынке встречаются. Прежде всего стоит отметить Pincoin и Ifan, продвигавшиеся как криптовалютные стартапы из Сингапура и Дубая, и собравшие у 32 тыс. человек в совокупности $650 млн. На самом деле это оказались финансовые пирамиды, контролируемыми вьетнамской компанией Modern Tech.

На втором месте держится AriseBank, в ходе ICO которого было собрано $600 млн для создания первого в мире полноценного криптобанка. В конце января американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) обвинила AriseBank в мошенничестве и выпуске незарегистрированных ценных бумаг и подала иск в суд.

При этом подавляющее большинство мошеннических проектов были выпущены не по правилам SEC, то есть тем стандартам, которые регулируют эмиссию привычных классическому инвестору ценных бумаг.

МНЕНИЕ

Георгий Мальцев, начальник Инвестиционно-экономического отдела ГК «Результат»:

– Еще вчера криптоактивы привлекали внимание даже самых консервативных хедж-фондов, а сегодня только несколько известных криптовалют адаптировались к снижению притока инвесторов и заняли свои ниши в обслуживании пока еще существующей тяги к новомодному явлению. Да, есть Биткоин, Этериум и ряд других, есть востребованные криптовалюты, например, привязаный к доллару Tether, который используется как универсальное средство платежа в криптосреде и обслуживающий внутренние транзакции в критовалютном мире.

И атмосфера вокруг ICO уже не настолько позитивна, как в начале 2017. Виной тому огромное количество мошеннических проектов, которые просто крадут средства инвесторов. Кроме этого, некомпетентные предприниматели, почуяв легкие деньги, стали предлагать интересные, но плохо проработанные идеи, и не смогли их реализовать. А развитые страны взялись за регулирование рынка криптовалют.

И хотя объем привлеченных на ICO средств бьет рекорды, мир криптовалют так и остался «вещью в себе» и не влился в мир классических инвестиций.

Конечно, у криптовалют несколько назначений: средство платежа, средство накопления, право на получение услуги – это наиболее понятные для обывателя функции, которые как раз не столь интересны инвестору классическому. А вот токены, как право на долю в бизнесе, на получение гарантированного дохода, право на принятие участия в управлении – это как раз то, что нужно классическим инвесторам. За такими токенами стоят не мода и ажиотаж – за ними реальные активы. Именно этот тип токенов (Security Token) регулируется правилами американской комиссии по ценым бумагам (SEC). Именно STO (security token offer), согласно мнению грандов крипторынка, придет на смену ICO.

Нужно ли сейчас вмешательство регулятора? Скорее всего, да. На рынке есть откровенные скам-проекты, которые просто хотят нажиться на инвесторах. И само криптосообщество тоже не стоит на месте. Правила игры на этом поле очень скоро обретут вполне определенные очертания. В том числе трансформируются и криптофонды. Изначально такие фонды стремились привлечь средства в криптоактивы, которые классическим инвесторам далеко не всегда понятны. Теперь началась тенденция трансформирования в модель «традиционные активы – криптоформатирование – широкий круг инвесторов». При таком подходе основным становится уже не utility token, в классификации SEC, а security token.

При этом мы сейчас видим ряд направлений, которые могут дать кратный рост стоимости. Правда, и риски здесь будут высокими. В этом смысле криптоинвестирование ближе к инвестированию именно венчурному.

Если рассматривать Россию, то здесь мы видим, прежде всего, ряд проектов в области новых технологий, разработки программных продуктов, коммерциализации вузовских научных разработок. Кроме этого, возможность привлечь венчурные инвестиции при помощи STO – это хороший шанс и для юниорных проектов в геологоразведке и разработке месторождений.