Софья Дмитриевна Нарышкина была любимой дочерью императора Александра Павловича, принимавшего самое горячее участие в ее жизни. Но судьба не подарила ей ни любви, ни счастья, ни здоровья, отмерив лишь 16 коротких лет.
Легкомысленная маменька
Мария Антоновна Нарышкина была замужем. Все ее 5 дочерей и сын носили фамилию и отчество законного супруга Дмитрия Львовича Нарышкина.
Но отец признавал своей только старшую девочку - Марию. Ведь всем в свете было известно, что Мария Антоновна состояла в любовной связи с самим Александром Павловичем, тогда еще цесаревичем, а позже Российским императором.
Подвинув официальную жену Елизавету Алексеевну, Мария Нарышкина фактически жила с Александром I целых 15 лет. Возможно роль фаворитки была почетной, но только не для бедного законного супруга, который носил свои рога перед всем Петербургом, да что там, перед всей Российской империей.
Легкомысленная Мария Антоновна не стала хранить верность и самому Императору. В 1812 году пошли слухи о романе Нарышкиной и князя Гагарина. От этой связи родился единственный сын Марии, Эммануил.
Эта связь стоила Нарышкиной положения фаворитки. Александр Павлович, украшенный рогами, наставленными его забытой женой, рога от Марии Антоновны носить не пожелал.
Дети Императора
Александру Павловичу фатально не задались наследники. Две девочки, которых подарила ему законная жена, скончались в детстве, да и в их незаконном происхождении император не сомневался.
Елизавета Алексеевна не могла скрыть своих измен мужу, или не считала нужным скрывать, раз супруг и сам ее так беззастенчиво обманывал.
Но и дочери, рожденные Нарышкиной от императора, не прожили долго. Две маленькие Елизаветы и Зинаида не перешагнули младенческий возраст. Росла только 3-я по счету девочка, рожденная Нарышкиной от Александра, Софья.
Любимое дитя
Софья появилась на свет в 1808 году. Она с рождения обладала очень слабым здоровьем, так что, когда Александр расстался с многолетней любовницей, мать увезла Софью за границу, надеясь, что более мягкий климат позволит девочке набраться сил.
Александр Павлович продолжал общаться с бывшей возлюбленной, следил и за судьбой девочки, которая страдала распространенном в 19-м веке недугом - чахоткой.
В 1823 году император пожелал устроить брак любимой дочери с графом Дмитрием Шереметевым, но жених от свадьбы отказался. Тогда Александр Павлович задумал выдать Софью за младшего отпрыска рода Шуваловых, Андрея, который был старше невесты на 6 лет.
Софья с матерью возвратились в Россию поздней осенью 1823 года. Девочка, забывшая на чужбине родной язык, начала учить его заново. Она была очень красива, беззащитна и хрупка.
Алчный жених
Андрей Шувалов, как болтали в свете, ни капли не любил свою нареченную. А на брак он пошел, предвкушая богатое приданое невесты и милости от ее отца. Он торопился со свадьбой, но Александр I решил подождать пока поправится заболевшая Софья.
Но судьба распорядилась по иному. 18 июня 1824 года невеста внезапно скончалась. Александр Павлович был безутешен. Смерть отняла у него самое дорогое и любимое дитя. Это событие омрачило последний год его жизни, но сблизило его с супругой Елизаветой, которая, как никто иной, могла понять горечь супруга от утраты ребенка.
А что же Шувалов? Узнав о смерти невесты он падал в обмороки и просил лекарей сделать ему кровопускание.
А вскоре карьерист Шувалов утешился, женившись на богатейшей вдове бывшего фаворита Екатерины Великой, Платона Зубова.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет