В СССР и России в разное время были различные проекты по организации скоростного железнодорожного сообщения. И проектировались собственные поезда. Помимо поезда Эр-200, который был в ходу между Москвой и Петербургом, по заказу железнодорожников разрабатывался уникальный скоростной поезд «Сокол».
Его создание началось в 1993 году. Разработкой поезда занялся петербургское конструкторское бюро «Рубин». Первые пять лет шла разработка, а в 1998 году началось изготовление опытного образца поезда. Это был сложный научный проект, в работах по созданию которого приняли участие более 60 организаций, а поставку осуществляли более 100 предприятий России.
Поезд получился, и с середины 2000 года начались испытания, пиком которых стала рекорд скорости в 236 км/ч, которую поезд развил летом 2001 года. При этом у поезда была полностью отечественная компьютерная система управления составом. Всего на проект потратили 450 млн долларов.
«Есть проблемы, но основные требования подтверждаются»
«Если говорить о результатах испытаний "Сокола", то можно сделать один главный вывод: основные требования, заложенные в техническом задании – главном документе, по которому создается поезд, подтверждаются», – говорил заместитель директора «ВСМ» Валерий Саввов журналистам в 2002 году.
При этом он признавал, что у поезда есть проблемы.
«В частности, нужны дополнительные испытания по проверке правильности выбора стали для тележек. Требуется ряд дополнительных мер по улучшению комфортности поезда для пассажиров, например, установка добавочных кондиционеров внутри салона. Кроме того, есть серьезная проблема, связанная с механическими тормозами. Ее можно решить путем частичного изменения конструкции и дополнительных испытаний. Есть еще ряд технических вопросов, которые должны быть в скором времени решены».
Саввов тогда сообщил, что некоторые параметры поезда позволяют разгонять его до 350 км/ч.
Конец проекта
Железнодорожники считали, что поезд должен и может быть доработан, но отмечали, что опытный образец непригоден для перевозки пассажиров. Это нормально, и так всегда бывает, когда что-то создается с нуля.
Меж тем, Межведомственная комиссия пришла к заключению, что ввод в эксплуатацию с пассажирами опытного поезда «Сокол» был невозможен. И проект закрыли.
«Поезд прошел 60 тысяч километров в ходе испытаний, выполнил практически все пируэты», – рассказывал Игорь Киселев, проректор Петербургского государственного университета путей сообщения.
«Можно сказать, что нам не хватило последних усилий, чтобы пустить его в ход, а конкретно – не хватило уверенности у людей, которые могли бы пробить этот проект, добиться его завершения. Сам я считаю, что Геннадий Фадеев, торпедировавший этот проект в бытность главой МПС, несет личную ответственность за развал этого направления. Во всех странах создание высокоскоростного поезда занимает от 8 до 10 лет. И я изучал эти процессы в Германии, Канаде и других странах и прекрасно помню, что в годы создания «Сокола», в конце 90-х, наши творцы ни в чем не отставали от европейских. У нас внедрялось все с той же скоростью, с какой эти процессы шли на Западе. А потом разом все похоронили», – говорил Киселев.
Поезд какое-то время ржавел по заводам и депо, а сегодня он разделен на две части. Одну можно увидеться в музее РЖД на Балтийском вокзале Петербурга, другую – на Рижском вокзале в Москве.