«Половина населения страны ежедневно пользуется услугами транспорта. Сделать его работу еще более удобной, надежной, безопасной и предсказуемой — наша основная задача», — подчеркнул Евгений Дитрих. Вскоре после этого он в рамках Петербургского международного экономического форума принял участие в важных мероприятиях и сделал ряд не менее важных заявлений, касающихся цифровизации транспортной сферы.
Стратегическое планирование
Участвуя в панельной сессии «Международный межотраслевой баланс и транспортные коридоры», Евгений Дитрих сообщил, что Правительство РФ подготовило и внесло в Государственную думу проект федерального закона, который предполагает цифровое пломбирование грузов, движущихся по территории страны. Это позволит обеспечить грузоотправителя и грузополучателя информацией о фактическом местонахождении груза, скорости его движения и статусе.
Также планируется, что таможенный контроль в отношении перевозчиков и иных лиц будет осуществляться только в случае выявления движения транспортного средства без пломбы или с неработающей пломбой. Вся информация о грузах будет поступать заранее, и это позволит пропустить значительную часть транспортных средств в режиме «зеленого коридора», обеспечив увеличение скорости движения груза и понижение транспортных издержек. Данная инициатива может дать серьезный прирост эффективности. Многие грузоотправители уже сейчас готовы раскрывать информацию о маршруте и параметрах перевозки. Эти вопросы требуют создания нормативной базы и единого пространства доверия.
Руководитель Минтранса уточнил, что с принятием федерального закона «О стратегическом планировании» деятельность, связанная со стратегическим планированием и развитием транспорта, приобрела масштабный характер. Сегодня министерство готовит основной документ отрасли — Транспортную стратегию РФ до 2035 года, а также государственную программу «Развитие транспортной системы» до 2025 года.
В рамках существующих госпрограмм в сфере транспорта реализуются мероприятия, направленные на развитие крупных мультимодальных узлов и международных коридоров, увеличение их пропускной и провозной способности. Особое внимание уделяется развитию транзитных коридоров, движению грузов по железным дорогам, увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба, развитию Северного морского пути и портовых мощностей.
«Сегодня транспортные услуги составляют почти 30% от экспорта всех услуг России. В денежном выражении по итогам 2017 года объем экспорта составил около 17 млрд долларов. За шесть лет планируется почти вдвое увеличить показатели в данном направлении», — отметил Евгений Дитрих.
Единое цифровое пространство
В присутствии главы Минтранса на ПМЭФ-2018 подписано соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ). В церемонии участвовали ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии», ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», «ЗащитаИнфоТранс», «Глосав» и «Деловые линии». В перспективе в ассоциацию планируют вступить крупнейшие отраслевые компании.
ЦТЛ станет центром компетенций по направлению «Цифровой транспорт и логистика», представленному Минтрансом в рамках программы «Цифровая экономика». Заявка ведомства уже получила одобрение Совета по цифровой трансформации при АНО «Цифровая экономика». Одна из главных задач ЦТЛ — создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России на основе отечественных решений и программного обеспечения.
«Использование IТ-систем лидеров отрасли и объединение их на основе цифровой платформы транспортного комплекса обеспечат быстрое развитие цифровизации в сферах транспорта и логистики. Платформенные решения позволят предоставить новые уникальные сервисы для пользователей транспорта, повышающие его безопасность, удобство и доступность», — подчеркнул Евгений Дитрих.
Как рассказал генеральный директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков, разрозненные системы теряют свою актуальность, наступило время экосистем и объединенных платформенных решений. Сегодня отрасль обладает достаточно развитой инфраструктурой, на основе которой необходимо формировать единую цифровую платформу. Основными задачами такой платформы должны стать существенное снижение издержек на уровне бизнеса и оптимизация госрегулирования процесса перевозок. На основе накопленных больших данных нужно формировать единое доверенное пространство, обеспечивающее создание безбарьерных транспортных коридоров, полноценного электронного документооборота и доступа пользователей ко всем сервисам на принципах «единого окна».
Сейчас в транспортном комплексе России уже идет активная работа по формированию целой экосистемы цифровых платформ, которая поможет реализовать транзитный потенциал страны и откроет новые возможности для роста отрасли и экономики в целом. В этом участвует как бизнес, так и государство.
«Мы ожидаем, что государство возьмет на себя объединяющую роль по созданию единого защищенного цифрового пространства транспортного комплекса. У России сейчас есть окно возможностей по разработке своих стандартов и правил цифрового взаимодействия участников рынка. Именно это мы демонстрируем, предлагая уникальные платформенные решения в области информационного обеспечения транспортной безопасности, к которым подключены более 8500 перевозчиков из 135 государств», — прокомментировал заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Виктор Парахин.