Истинная Дестреза отличается от других традиционных школ фехтования тем, что позволяет мыслить принципами, которые применяются в технике. Базовых принципов не много, а далее - на них как на ось надеваются новые технические элементы, таким образом расширяя возможности фехтовальщика. Иеронимо де Карранза в труде "Философия оружия" сказал замечательную фразу:
Тот, кто постиг технику, - он только стал учеником. Тот, кто превратил Дестрезу в образ мышления и образ жизни, стал мастером.
Не мое дело убеждать вас в этом или разубеждать, есть первоисточники Испанской школы фехтования, изучив которые можно самостоятельно сделать выводы. Моей же целью сегодня стоит раскрыть один из базовых принципов Дестрезы. И то, что этот принцип учит мыслить конструкторски по меньшей мере в поединке, сомнений не вызывает.
В прошлой статье вы смотрели видео-эпизоды с элементами фехтования из художественного фильма "Роб Рой". Пусть это художественный фильм, а фехтование в нем сценическое и больше эффектное, чем эффективное, однако эти эпизоды поспособствуют при изучении данного принципа. Звучит он так:
Количество движений в бою противопоставлено времени
Чтобы было более понятно, рассмотрим несколько примеров:
Пример 1. Вы с противником всегда стоите на определенном расстоянии друг от друга. Допустим вы стоите достаточно близко, так, что вашему противнику достаточно вытянуть руку чтобы нанести вам удар. Его движение рукой быстрее и вы не успеете среагировать, если задумаете сделать шаг в сторону. При противопоставлении движению ноги разгибанию руки, вы всегда потерпите поражение.
Пример 2. Предположим, противник стоит немного дальше от вас, чем в примере выше. Теперь, чтобы вас атаковать, ему нужно сделать шаг навстречу. Когда он будет делать шаг к вам, вы одновременно с ним сделаете шаг вправо. В таком положении он ничего вам противопоставить не сможет, и в такой ситуации уже ваше движение рукой будет быстрее:
Т.е. в зависимости от того, на каком расстоянии вы с противником находитесь, вы должны понимать какое движение будет быстрее в каждой конкретной ситуации. В этом примере противнику нужно совершить уже 3 действия (шаг к вам, развернуться к вам, нанести удар), а вам два (движение ногами и удар).
Тогда как быть с первым примером, если дистанция короткая, сделать шаг нет времени и противник не даст такой возможности, не терпеть же поражение ? Что делать в этом случае? В этом случае будет быстрее парировать его удар своим клинком, одновременно делая шаг в сторону. Теперь ситуация изменилась, и вам достаточно в одно движение нанести удар.
Эти демонстрации учат нас тому, что чем больше движений в системе, тем медленнее происходит реализация. И наоборот, чем меньше движений, тем быстрее реализация. (Кстати, в жизни почему-то также). Фехтовальщик Дестрезы всегда стремится к тому, чтобы побеждать в одно простое действие, и это высокий уровень мастерства, требующий соответствующей подготовки, в т.ч. умственной.
Пример 3. Противник делает шаг в вашу сторону, а вы делаете шаг вправо и останавливаетесь, т.к. знаете, что ему нужно сделать до вас еще один шаг. Противник делает второй шаг, а вы в этот момент делаете резкий шаг влево. Соответственно, удар противника пролетает мимо вас, вы оказываетесь с внешней стороны его руки и можете наносить ему удар:
Иногда бывает так, что одно движение, которое вроде бы быстрее, чем два, может привести вас к поражению как в поговорке "Поспешил - людей насмешил". И эти моменты тоже нужно понимать (хорошо они разобраны в демонстрациях книги "Академия меча" Жерара Тибо). Сейчас же вы познакомились с сутью принципа, с которым полезно тренироваться постоянно, искать новые варианты и отсеивать неэффективные. В такой работе одновременно тренируется и ум. Можно сравнить это с шахматами, в какое количество ходов вы быстрее одержите промежуточную или окончательную победу.
Я уже вижу, как многие из читателей заныли "К чему так сложно? Зачем так заморачиваться и думать, когда можно многократным повторением заучить несколько приемов?". Заметьте, я это слышу от каждого второго человека, и ключевое слово здесь ДУМАТЬ. Тому, кто не привык думать, безусловно, нет места в Дестрезе, и нет места среди тех, кто своим уровнем подготовки бьет все нижестоящие уровни. Именно в ДУМАТЬ весь секрет Дестрезы. Нет ничего сложного чтобы разобраться как следует один раз в том, почему это делается и все последующие ситуации проходить с победой, т.к. понимаешь что в конкретном случае использовать к месту. Есть и другой вариант: не задумываясь почему вы терпите раз за разом поражение с другими противниками (не с теми, с кем привыкли работать), и продолжать повторять одно и то же. Этим и отличается принцип от технического элемента. Принцип позволяет вам самому конструировать нужный в конкретной ситуации ряд элементов, и он действительно заставляет думать. Те, кто привык думать в поединке, думают всегда - в любой гражданской ситуации.
Знание уже одного этого принципа позволяет использовать множество техник.
Для наглядности применения его в практике, можно вспомнить изученный вами цикл статей работы с палкой толедо, см. тут. Если эта статья понравилась вам, оцените. В таком случае я буду понимать, что необходимо рассмотреть остальные базовые принципы Дестрезы. До связи!
youtube | t.me | facebook | vk