Резюмируя предыдущий пост об отцовской фигуре в России: отец, как коллективная психическая фигура очень специфическая. Это отец только в биологическом смысле слова, а на психическом уровне — это нарциссическая фигура, или по просту говоря принц. Его интересует власть над материей, преемников, он не готовит, а убивает. В нашей культуре таких примеров масса. Кроме Ленина, о котором, мы говорили это и Сталин, и другие лидеры большевиков.
Но есть ли альтернатива такому отцу в нашей культуре? Вот в чем главный вопрос. Конечно, есть. Однако главная трагедия заключена в том, что герой, который может стать нормальной отцовской фигурой не добирается до отцовства. Так как, либо гибнет, либо отвергнут.
Таким образом, я веду к тому, что в нашем бессознательном измерении есть борьба за то, чтобы стать отцовской фигурой между героем и нарциссом – принцем и борьбу эту герой проигрывает.
На мой взгляд эта борьба лучше всего изображена на страницах отечественной классики. То есть, речь идет о том, что мы рассматриваем произведения русской классики с символической точки зрения и относимся к ним как к мифам. С точки зрения Юнга именно в мифах показаны особенности бессознательного. Но так как мир меняется, на смену мифам пришли произведения литературы, а на смену им фильмы.
Если говорить более подробно, то борьба между героем и принцем показана в тех произведениях, где есть конфронтация между старшим и младшим героем. В этой диспозиции старший герой символизирует собственно архетип героя, тогда как младший герой символизирует принца, зависимого от общества (от материального мира), не имеющего своих взглядов.
Теперь перейдем к списку героев и принцев. На мой взгляд конфронтация героя и принца начинает описываться с пары Чацкий – Молчалин «Горе от Ума» - Грибоедова. И это только вступление. Начало драмы. Следующей парой являются Онегин и Ленский – «Евгений Онегин» - Пушкина. Далее следуют Печорин и Грушницкий – «Герой нашего времени» Лермонтова. Далее наступает коренный перелом в этом противостоянии. Он описан в паре Ставрогин – Верховенский младший – «Бесы» Достоевского. И наконец полное поражение героя описано в «Отцах и детях» Тургенева, где эта конфронтация описана во взаимоотношениях Базарова и Аркаши. Наконец последствия этой драмы можно увидеть в «Мастере и Маргарите» Булгакова, где герой Мастер одинок и вычеркнут из социальной жизни России.
Прежде чем двигаться дальше давайте более подробно опишем принца и героя. Принц – Молчалин, Ленский, Грушницкий, Верховенский младший, Аркаша.
Об архетипе принца, мы уже говорили достаточно много. В первую очередь – это социально зависимый элемент, не имеющий своих взглядов, не умеющий прогнозировать, не имеющий связи с духом времени и потому всегда находящийся в плену социальных заблуждений. Он хочет добраться до власти и потому ищет самый легкий вариант.
Если мы будем мыслить категориями Фрейда, то речь идет об Эдипе, который борется с отцом за власть над матерью, например над матерью Землей, которую те же самые большевики, захватив эксплуатировали бездумно очень долго, ничего гениального по факту не достигнув.
По факту, принц есть в каждом из нас. И это лишь этап на пути развития мужской психики. На каком – то этапе мы должны убить его внутренне, то есть перерасти и стать героем. Но если мы остаемся принцем, то мы останемся таковым и в отцовстве и как я уже говорил, воспитание в таком случае получится крайне специфическим. И одна из главных трагедий будет заключаться в том, что принц – отец конкурирует с ребенком за власть и потому делиться с ней будет, оставшись в позиции критика, главным посылом которого будет – что за молодежь пошла, эх, а в наше время….
Теперь перейдем к герою. Напомню, что в русской литературе он представлен: Чацким, Онегиным, Печориным, Базаровым, Ставрогиным (но это проигравший герой), Мастером.
Вообще стоит отметить, что все эти герои берут корни в Фаусте Гете. По сути, это западноевропейский герой. Собственно, может поэтому он и не приживается в нашей культуре и потому до отцовства не добирается.
Основными характеристиками героя являются: понимание себя, направленность внутрь себя (интровертивность), понимание своей миссии, отстаивание своих границ, связь с природой, постоянная рефлексия происходящего, связь с духом времени – понимание передовых идей, реализация их в мире.
Чисто теоретически такой герой был бы очень хорошим отцом… Но что происходит на самом деле в нашем поле продолжим рассматривать в следующем посте.