Найти тему
vashseminar.ru

Менеджеру: что делать, если сотрудник сообщает о домогательстве

Список высокопоставленных лиц и знаменитостей, которых обвиняют в сексуальных домогательствах, увеличивается с каждой неделей. Ажиотаж – так называемый «эффект Вайнштейна» – поддерживают те, кто стал жертвой преследования на работе, но теперь не боится сказать #metoo (#ятоже). Однако без внимания остаётся тот факт, что огромное количество людей хранят молчание, потому что боятся возмездия, пусть даже закон на их стороне.

Закон определяет сексуальные домогательства как различные формы поведения: от нежелательного внимания до оскорбительных комментариев, «настолько частых или серьёзных, что создают враждебную или оскорбительную рабочую среду. Порой это даже приводит к неблагоприятным кадровым передвижениям (например, жертва увольняется или её понижают в должности)».

Конечно, сексуальные домогательства случаются не только с женщинами, но чаще всего это бывает именно с ними. Например, в 2013 году более 10 000 обвинений, связанных с этим фактом, были доставлены в Комиссию по равноправным возможностям в области занятости (EEOC). Из общего числа обратившихся - 82% женщин. Несмотря на законы и правила, а также проводимый на рабочих местах инструктаж, ЕЕОС установила, что домогательства не удаётся искоренить. Более того, их количество всё увеличивается.

Джанин Янси – адвокат по вопросам трудоустройства, основатель и генеральный директор компании Emtrain, обучающей онлайн-платформы, занималась не только десятками дел, связанных с преследованиями, но и в течение своей карьеры сама становилась жертвой домогательств. Она отмечает, что основная причина, по которой беспорядки на работе процветают - это дисбаланс власти. По её словам, многие из тех, кто оказывается на месте пострадавшего, молоды и почти не имеют права голоса на рабочем месте.

Другая причина, почему домогательства по-прежнему не ослабевают, заключается в том, что мало кто из сотрудников идёт в отдел кадров и подаёт жалобу, поскольку они считают, что закон находится на стороне работодателя. Джанин Янси говорит, что «подача иска является «ядерным» вариантом, поскольку он часто вызывает резкую критику в адрес жертвы, а также причиняет ущерб её профессиональной репутации».

Вместо этого может случиться, что пострадавший работник доверится своему непосредственному руководителю, а у того может быть недостаточно опыта, чтобы оказать должную поддержку и помощь.

Правильным будет начать разбирательство с рассмотрения формулировок, используемых в жалобе. По словам Янси, важно, чтобы были использованы фактические определения, а не юридические заключения относительно нарушений. «Фактически описывайте ситуацию без использования загруженных терминов, таких как «преследование» или «неуместное», - советует Янси. «Просто напишите факты и последствия этих фактов», - говорит она. «Если это будет хорошо описано, компания увидит риск и примет меры».

Стив Кадиган, основатель Cadigan Talent Ventures, изучил жалобы на домогательства в каждой компании, с которой он работал на протяжении многих лет. Он лично сталкивался с ситуациями, когда сотрудник сообщал о случаях недопустимого поведения, но не хотел, чтобы жалоба попала в руки к кадровику или высшему руководству. Стив Кадиган говорит, что задача менеджера в подобной ситуации – сообщить сотруднику, что они обязаны детально рассмотреть его обвинение, и гарантировать пострадавшему безопасность. Менеджеру также необходимо заверить жертву преследования, что её личность будет защищена, и в докладе будут фигурировать только он и предполагаемый преступник.

«Иногда, - говорит Кадиган, - жертва может быть настолько эмоционально сломлена, что может потребоваться предоставить ей оплачиваемый отпуск. Это не говорит об испорченной репутации, - утверждает он, - это мера, чтобы обеспечить безопасность». В такой ситуации он советует менеджерам предоставить жертве контакты специалистов, которые могут помочь, а также заверить её, что расследование будет продолжаться так же быстро и строго, насколько это возможно. «Это может занять несколько дней или неделю, - добавляет он, - но обязательно информируйте пострадавшего о ходе продвижения дела».

Джанин Янси ставит под сомнение пользу оплачиваемого отпуска после подачи жалобы. «Пострадавшие возвращаются на работу, и ничего не меняется, - вспоминает она. Отпуск даёт возможность собраться с мыслями, но это не решение проблемы».

Кадиган говорит, что хотел бы знать в начале своей карьеры, насколько недоверчивыми и запуганными становятся жертвы. «Думаю, я в полной мере не мог понять, насколько сильно они боятся. Или как стыдятся. Как они переживают о том, останется ли у них работа. И о том, как быстро страх сменится гневом».

Адвокат Джанин Янси утверждает, что менеджеры среднего звена – наиболее подходящие кандидатуры для отстаивания ценности компании как хранителя культуры «взаимоуважения и недопустимости остракизма».

Янси говорит, что это может быть непреднамеренным, но, при огласке эпизодов сексуальных домогательств в коллективе, часто некоторые сотрудники чувствуют себя неловко рядом как с жертвой, так и с обвиняемым, и даже могут стараться избегать их общества. Вот где менеджер может вмешаться и стабилизировать ситуацию.

«Залог успеха – понимание, какие слова и фразы использовать, - утверждает она, - и никто не будет чувствовать себя ущемленным. Необходимо создать ситуацию, когда людям будет комфортно говорить об этих проблемах».

Чтобы это реализовать, нужна активная борьба с домогательствами прежде, чем это станет проблемой. Линда Сибрук, генеральный консультант Futures Without Violence (FUTURES), предполагает, что обязательная подготовка не должна ограничиваться единичной консультацией адвоката.

-5

«Обучение должно быть частью целостной программы, которая направлена на предотвращение преследований и оскорбительного поведения, а не на предотвращение судебных разбирательств», - говорит она. Лучший способ сделать это - это индивидуальные интерактивные сеансы, которые фокусируются на изменении поведения, а не на изучении законов и процедур. Необходимо также проводить тренинги с участием сторонних наблюдателей, чтобы гарантировать, что притеснения могут быть устранены, как только будут замечены.

Сибрук также рекомендует проводить исследование климата на рабочем месте в отношении домогательств, которое сотрудники могут проходить анонимно. Затем выносить результаты на общем собрании. Во время проведения подобной процедуры менеджеры должны переосмыслить, что на самом деле означает «высокая исполнительность» и «хороший руководитель». «Если кто-то позволял себе неуважительное или оскорбительное поведение с коллегами, - говорит она, - тогда эти акты должны быть учтены в отношении работы виновного».

Янси добавляет, что это помогает заблаговременно напоминать команде, что в интересах каждого человека создать здоровую атмосферу на рабочем месте. Если что-то подобное произойдет, менеджер должен подчеркнуть, что исправить это – дело каждого. Прежде всего, руководители должны выразить благодарность всем неравнодушным к проблеме, чтобы укрепить посыл о недопустимости подобного поведения.

Источник