В процессе изучения моих статей и книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия» многие решили, что я категорически против школьного образования в любом виде. Это не так.
Мне нравятся финские школы, а также дорогие частные школы в Швейцарии и США. Моя дочь Катя в сентябре начинает учиться в одной из best boarding schools, входящей в топ-100 учебных заведений в Соединенных Штатах. Я осознанно готова платить за ее учебу в школе более $60 000 ежегодно в течение 4 лет, при том, что Катя совершенно спокойно, из спортивного интереса, поступила в бесплатный лицей в Минске.
Почему выбор пал именно на США, а не на самые лучшие школы в СНГ? Да потому, что я вижу непреодолимую разницу в результатах обучения в престижных частных школах Штатов и в тех школах, которые считаются лучшими в странах СНГ.
Первое и самое главное отличие в том, кем и каким ощущает себя ребенок все эти школьные годы. К сожалению, в школе дети часто чувствуют себя униженными, беспомощными, бессильными что-либо изменить, отстоять свое мнение. Ни для кого не секрет, что на постсоветском пространстве в учебных заведениях воспитывают послушных, легко управляемых винтиков.
Второе существенное отличие — применимость получаемых знаний. Люди часто мыслят стереотипами вроде «умеет решать интегралы — значит, отличная была гимназия; не умеет — плохое образование, просто никудышное». Редко кто задает себе вопрос: а когда в реальной взрослой жизни нам приходится пользоваться интегралами? Обычно получается, как в анекдоте:
— Профессор, вам где-нибудь хоть раз пригодились ваши знания?
— Ну разумеется! Однажды я уронил часы в унитаз и выловил их проволокой, согнутой в форме интеграла!
При этом практически никто не задумывается, насколько часто в реальности приходится договариваться, отстаивать свою точку зрения, работать в команде, презентовать свои идеи, выступать перед людьми.
Совершенно очевидно, что многие прекрасно могут прожить без интегралов. Однако их жизнь отчего-то существенно ухудшается без коммуникативных и презентационных навыков. Невозможно договориться ни о повышении зарплаты, ни о продвижении по карьере, ни продать себя или свои товары и услуги в случае, если они занимаются фрилансом или бизнесом. Этому приходится учиться отдельно, в то время как в приличной западной частной школе такие навыки дети осваивают в процессе школьных уроков.
Следующий важный момент — предельно доброжелательные отношения на равных среди американских педагогов и учащихся. Буллинг строго запрещен. Выражение неприязни сводится в основном к тому, чтобы человека просто куда-либо не приглашать с собой.
Еще в начальной школе там начинают воспитывать смелость отстаивать то, что правильно, справедливо. При этом вы сами можете вспомнить отношение учителей и учащихся к необычным детям в постсоветских школах. Даже если ребенок не стал жертвой травли, а оказался одним из ее активных участников — этот негативный опыт деформирует психику, закрепляя ложное чувство собственного могущества, вседозволенности и стадности одновременно. Такая атмосфера уже сама по себе — серьезный повод искать что-то радикально иное.
О других преимуществах западного школьного образования читайте в статье Ольги Юрковской в сентябрьском номере «Психологии эффективной жизни». Подписка бесплатная. Журнал придет вам на почту 29 августа.