Найти в Дзене
sevprostor

Как мы на яхте сели на мель и сняли лодку с нее

Вдогонку ко всем разговорам о яхте, хочу рассказать, как мы однажды по-настоящему сели на мель. Произошло это на Аландских островах. Там мы дошли до самого края архипелага и отправились к городу Ханко по очень узкому и извилистому судовому ходу, проложенному между островами. При этом ширина самого хода, порой, составляла метров пять, и прямо сразу за его пределами виднелись в воде какие-то очень опасные камни. Шли мы под парусами.

И вот, на очередном крутом повороте ветер как-то резко завернул. Оно и понятно: кругом острова, среди которых ветер может задувать вообще с любых непрогнозируемых направлений. К счастью, дуло не сильно, и в описываемый момент скорость наша упала до нуля. Я замешкался и немного потерялся. Но когда я выбрал шкоты, то лодка понемногу пошла вперед.

Но, правда, получилось так, что с судового хода мы, все-таки ушли. Тем более, что в Финляндии часто используются непривычные нам вехи странной расцветки – не красные и зеленые, как обычно, а какие-то черно-полосатые. Да и расставлены они были настолько хитро, что буквально черт ногу сломит. И вот, оно случилось. Тюк! И мы стоим на месте.

-2

На самом деле, удар был не сильным, благо и скорость составляла всего 2-3 км/ч. Но я, конечно, этого испугался. Да и Наташка выскочила из каюты, так как внутри все соприкосновения корпуса с любыми предметами всегда слышатся громче и страшнее, чем на самом деле. Лодка замерла: все тот же крен, надутые паруса. Но без движения. И только нос возвышался из воды несколько больше, чем обычно.

И тут же я вспомнил шведские брошюры, бесплатно раздаваемые на лодочных заправках. У меня такая тоже есть. Там приводилась куча информации о шведских правилах и платных стоянках, а так же, в виде комиксов описывались разные варианты действий во всевозможных ситуациях. Человек за бортом, расхождение… Посадка на мель! Вообще, это была совершенно прекрасная брошюрка, так как вот именно такие комиксы в картинках доходчиво все описывали даже тому, кто совершенно не знал языка.

-3

Ну и вот эти картинки про посадку на мель. Там сначала была нарисована лодка на камне, и карикатурный такой человечек с его подругой просто пытаются откренить лодку вручную. Мы даже не стали пробовать данный способ, и тут же перешли к следующему. На следующей картинке человечек уже, подвешивал тузик на топ мачты при помощи гротафала. Примерно так же попробовал поступить и я: убрал паруса, связал петлю из веревки, пристегнул это к фалу, затем вступил в петлю ногой, и так повис возле борта. Понятное дело, что моих 60 килограмм оказалось недостаточно, чтобы наклонить лодку на достаточный угол.

На этот случай в комиксе имелась следующая картинка. Там подвеска груза на мачту так же не помогла карикатурному герою, и в качестве следующего средства, он плыл куда-то вдаль с якорем, привязанным как спасжилету. Я достал, было, наш кормовой якорь из рундука, подвязал его все к тому же гротафалу и приготовился завезти его на байдарке куда-подальше. Я осмотрелся вокруг, и в этот момент увидел катер местных, неторопливо вышедший из-за поворота. Похоже, третью картинку комикса мы сейчас автоматом пропустим, и перейдем к четвертой.

На четвертой картинке герой комикса явно потерпел фиаско с якорем и приплыл с линем в руках к какой-то бабушке, сидящей на другой лодке. И в нашем случае все происходило примерно так же. Финны, едущие на катере, со смехом показывали на нас пальцами, и один из них полез на бак – доставать веревки. Все всё понимали без слов, и когда катер оказался возле нас, то после стандартных приветствий мне был задан вопрос, - мол, пошто я «долблюсь в шары», ведь эту веху надо было обходить справа, а не слева. Я понимал, насколько тупо сейчас выгляжу в глазах этих людей, и пытался оправдаться, мол, - «итс джаст э литтл мистэйк», «ай гоуинг анда саилс», и все такое. Я, де, просто слегонца ошибся, с кем не бывает, шел под парусами, чертов ветер.

Но наш спаситель без лишних слов попросил у меня фал, подвязал к нему свой швартов, и напоследок поинтересовался, правда ли, что наша лодка имеет длинный киль. Я ответил утвердительно, и он на это улыбнулся: «итс вери гуд!». Я так понял, что данные слова означали то, что, мол, длинный киль точно не отвалится. После этого он вернулся в свой кокпит и аккуратно потянул нашу лодку в бок. Лодка накренилась, но не поддалась. Тогда он обошел нас с другого борта и потянул в другую сторону. И тут же яхта освободилась, снявшись с камня.

После прощания, наших благодарностей и получения напутствий о том, что впредь надо быть осмотрительнее, мы пошли дальше под мотором, и поставили паруса только по достижении больших открытых пространств. Я всю дорогу размышлял о самостоятельном снятии с мели в будущем. И до сих пор я полагаю, что при помощи якоря и тузика это будет не очень сложно. Просто отдавать якорь, и тянуть это дело лебедкой за мачту. Во всяком случае, тримаран мы подобным способом пару раз снимали с кошек. Просто в этот раз такой шаг был пропущен благодаря катеру, появившемуся здесь очень кстати.

-4

Правда, я еще долго огорчался по поводу удара, представляя себе ободранный гелькоут и вылезшие наружу волокна стеклоткани. Я до сих пор не в курсе, какие повреждения получила наша обшивка после этого случая. Однако, на ощупь ничего обнаружить там не удалось. Но, судя по рассказам местных лодочников, читанным мной на форумах, это проблема частая, и никто от нее в труху еще не рассыпался. Да и скорость наша была в районе двух-трех километров в час.

В общем, мораль сей истории такова, что посадка килевой яхты на мель, не так уж и страшна, как кажется. Главное – сажать ее без фанатизма. Впрочем, в мелких местах никто и не ходит на полном ходу.