Супермаркеты научились контролировать разум своих потребителей. Как? Читайте ниже.
1. Красный цвет — значит скидка
Часто магазины завешаны рекламой, на которой скидки выделены цветом. В нашем сознании красный ценник уже давно ассоциируется со скидкой. Но не всегда такие цветные ценники означают более выгодные покупки: цена может быть снижена незначительно или вообще оставаться неизменной.
2. Тележки слишком большие
Торговые тележки были изобретены в 1938 году. При этом площадь обычной тележки за последние 40 лет увеличилась вдвое. И почти всегда они гораздо больше, чем «потребительская корзина» среднестатистической семьи. Если мы везем полупустую тележку, то на уровне подсознания у нас возникает желание ее заполнить. В итоге вы покупаете больше, чем нужно.
3. Фрукты и овощи находятся на входе
Исследователи протестировали силу воли покупателей. Оказалось, что достаточно дать человеку возможность сначала сделать то, что, по его мнению, «хорошо», чтобы потом он сам начал активно выходить за собственные рамки. Поэтому владельцы супермаркетов раскладывают полезные фрукты и овощи прямо у входа: чем больше денег покупатель потратит на полезные продукты, тем больше он накупит вредных продуктов типа чипсов.
4. Молочные продукты в глубине магазина
Молоко — продукт, пользующийся наибольшим спросом, — всегда находится в дальнем конце супермаркета. От вас хотят, чтобы в поисках молока вы сначала прошли мимо остальных продуктов, и купили их тоже.
5. Иллюзия свежих фруктов и овощей
В большинстве супермаркетов овощи и фрукты в овощном отделе вымыты и начищены до блеска. Более того, часто они сбрызгиваются водой, несмотря на то, что так они будут гнить быстрее. Люди любят все свежее, а в мозгу это связано с блестящей, влажной поверхностью. По факту «свежие» фрукты и овощи, которые вы покупаете в супермаркете, могли месяц до этого находиться на складе.
6. Привлечение цветами
Как только вы заходите в супермаркет, ваши чувства услаждает запах цветов и красочных плодов в овощном отделе. Это автоматически провоцирует выделение гормона удовольствия дофамина, и вы находитесь в приятном предвкушении шопинга. Нюхайте и наслаждайтесь, но помните о том, что вам на самом деле нужно купить.
7. Внушение голода
Во супермаркетах кондитерские изделия часто находятся у входа. Запах свежей выпечки активирует слюнные железы, и вы хотите сразу же купить эту вкуснятину. Кроме того, некоторые супермаркеты устанавливают небольшие прилавки, предлагая покупателям продегустировать тот или иной продукт. Чтобы избежать «голодной» покупки, лучше перекусите перед походом в магазин.
8. Лабиринты
Хлеб, молоко и яйца обычно разбросаны по всему магазину, чтобы вы походили по нему подольше, по дороге совершая спонтанные необдуманные покупки. Вы уверены, что сами выбираете свой маршрут по супермаркету. На самом же деле специалисты в своей области специально все продумали, чтобы на пути к заветной цели вам встретилось побольше искушений
9. Иллюзия быстрой ходьбы
Они выкладывают пол мелкой плиткой в более дорогих отделах, чтобы ваша тележка громче тарахтела. Так вы думаете, что идете быстрее, поэтому подсознательно замедляете ход и проводите больше времени в этом отделе.
10. Формула «левый-правый»
Большинство супермаркетов работает по так называемому закону правой руки, когда движение посетителей организовано против часовой стрелки. В этом случае покупатель, продвигаясь по магазину, все время поворачивает налево, а его взгляд чаще всего падает на середину правой от него стены. Именно в этом месте располагаются так называемые золотые полки, а на них — либо самые дорогие товары, либо продукты с истекающим сроком годности.
11. Сложные цены
Старый трюк: 0,99 всегда кажется гораздо меньше, чем 1,0. Подсознательно копейка вырастает до гигантских размеров экономии, и рука тянется за вожделенной «халявой». В этом же направлении работают жирно перечеркнутые старые цены, написанные зачастую более мелким шрифтом, и выделенные новые. Ваш мозг обрабатывает эту информацию как картинку, а не как арифметическую задачу. И в итоге вы берете ненужную вам вещь, чтобы «сэкономить».
12. Манипуляция детьми
Сходить в магазин с ребенком и выдержать все его капризы, просьбы о покупке шоколадок, новых хлопьев, конфеток… И хорошо, если дело обойдется только слезами, но ведь не исключены и настоящие истерики. Детям нелегко даются походы мимо красочных витрин.
13. Спрятанные дешевые товары
Весь дорогой товар находится на средней полке прилавка, на высоте ваших глаз. Это сделано для того, чтобы вы сначала увидели именно его. Далее идет расчет на психологию, чтобы вы решили, что товар на полках, которые находятся выше или ниже, менее качественный (хотя это не так).
14. Пары товаров
Сопутствующие товары всегда ставят рядом с основными. Рядом с пивом — чипсы, рядом с печеньем — соки, рядом с рубашками — галстуки и т.д. Чтобы вы купили больше всего.
15. Мясо и рыба на белом фоне
Мясо и рыба зачастую продаются на белом фоне, чтобы выглядеть свежее. А такие визуальные трюки, как деревянные полки и приятное освещение, заставляют людей тратить больше.
16. Воззвание к алчности
Поток промо-акций неисчерпаем. Купи один шампунь и второй получи в подарок. Суперсделка! Но перед тем, как покупать, подумайте: действительно ли он вам необходим? Покупая два товара по меньшей цене, вы мало что выигрываете, а вот супермаркет увеличивает оборот продаж. Кроме того, так обычно продают лежалый товар.
17. Стены в теплых тонах
Теплые цвета завлекают и заставляют созерцать. Исследования показали, что люди очень долго выбирают, какой фруктовый сок купить, поэтому эти ряды красят в красный цвет.
18. Музыка заставляет больше тратить
Мелодичная музыка в торговом зале также является частью стратегии. Под такую музыку мы подсознательно замедляем шаг, останавливаемся подолгу перед прилавками и разглядываем товар. Супермаркеты крутят легкие хиты, улучшающие настроение, для того, чтобы побудить вас совершить импульсную покупку.
19. Полки с мелочевкой у кассы
У кассы всегда много товара из категории спонтанных покупок. Журналы, жвачка, конфеты, газировка… Последний шанс супермаркета заставить вас потратить деньги. Рассматривать и выбирать подобные товары вы будете в любом случае — ведь нужно как-то скоротать время в очереди. А на фоне «больших» покупок жвачка за 50 рублей не воспринимается нами как трата денег.
20. Дисконтная карта
Небольшая скидка накрепко привяжет вас к этому супермаркету. А постоянный клиент — это золотая жила. Ведь вы оставите здесь в следующий раз еще больше денег.