Даже самый убежденный сторонник абсолютной истинности восточного (православного) варианта христианства признает: после его принятия оно позаимствовало многое из до-христианских верований и обрядов.
Даже специальное слово есть для этого «обрядоверие». Внешне оно осуждается.
И в этом – скажет нам комментатор – великое свидетельство изначальной истинности нашей веры. У всех народов – даже мерзких язычников – сохранились в культуре воспоминания об том, где правда. Искаженные, конечно – всякие волхвы да жрецы постарались. Но – тем не менее. Как пример – августовские Спасы. Их же не просто так праздновали по всей Руси даже до принятия новой веры… ну, не их – но в те же дни. Подсознательно, когда-то язычники понимали, что это – дни для праздника, но истину им еще не возвестили – так что, пришлось им какие-то свои поводы придумывать. А церковь – мудра: раз простецам нравится яблочки или мед приносить на алтарь – так ничего страшного. Это все безобидно – главное, в церковь ходят, евангелие слушают…
Ну, не будем спорить, великое или нет.
Если убирать веру за скобки – смысла о ней дискутировать нет, мы о этом постоянно говорим – то все было… эээ… не совсем так.
Понятно, что безоглядно верующим и знающим историю религий по рассказам батюшки (а чаще не знающим: во многих христианских общинах чрезмерные знания у членов не поощряются: незачем простецам ложному мудрствованию предаваться) написанное ниже сугубо не понравится. Ну и не надо это читать, если знаете, что не понравится. Мы за просмотрами не гонимся. Нам ваши чувства обижать не хочется…
Крупная и хорошо организованная религия приходил на новые земли не один раз за человеческую историю. Понятно, что нам ближе всего история Руси – но многие правители тщились (и иногда им удавалось) принять новую веру и обязать подданных её поддерживать.
Напомним: сама идея разделения светского и религиозного – очень поздняя. Почти всю свою историю люди не разделяли отправление обрядов и гражданский долг. Если правитель решает, что все должны быть христианами (буддистами, иудеями, мусульманами) – то неповиновение это не реализация права на свободу совести, а государственная измена. Тот же принцип действует и сейчас – просто в политической практике, религии заменили квази-религиями. Патриотизмом, например.
Итоги такого пришествия всегда были примерно одинаковы. У правителя – армия и административный аппарат. Все возможности для насилия, в общем. До уж совсем недавних пор ни одно государство не считало себя (кроме деклараций) обязанным как-то делать лучше жизнь подданных. Тем более – абсолютистские монархии.
Приказ есть – подчиняемся.
Для части такое повеление было неприемлемым. Кому-то – по соображениям патриотическим (принятие чужого без боя – равносильно сдаче чужаку). Кому-то – по меркантильным (при смене религии, профессиональные служители старой остаются не у дел). И те, и другие были густо сдобрены религиозными мотивами (не понимавшимися, как что-то отдельное).
Но большинство – спокойно воспринимало новое. В этом логика политеизма – он не знает религиозных войн. Богов много, племенных – вообще не счесть. А все основные – все равно у всех одинаковые. Так что зачем огород городить? Просто надо привыкнуть к новым именам.
И привыкали.
В итоге есть два взгляда на ситуацию (возвращаемся к народному христианству):
- Иерархи христианства быстро уверяются, что все, они принесли свет истины на новую почву. Да, очаги сопротивления бывают – но их несложно подавить.
- А местные жители у себя в голове формируют новую веру: с новыми историями про старых персонажей. Это, ни в коем случае, не многократно упоминаемое «двоеверие» (типа, верят и в то, и в то). Двоеверие – это противопоставление вер.
А тут – истинное произведение народа, синкретизм, эклектика. Все вместе. И старые августовские праздники конца лета (а значит – сбора плодов; а значит – плодородия) не противоречат, а сливаются с новыми. Да, теперь то, что кельты называли Лугнасад (а славяне – Медовым праздником) теперь называется Спасом. Да, этот день теперь официально посвящен памяти братьев Макковеев, еврейских повстанцев против римлян – но народная этимология понимает, что все дело в том, что это просто день мака, «маковей» и в него нужно печь маковые пирожки. А еще в этот день заканчивается принос нектара пчелами в ульи – и собирается первый настоящий мед. Его раньше относили на языческие жертвенники – что ж, теперь его относят в церковь. Доля богам отдается все равно.
А как зовут этих богов – не так уж и важно.