Найти тему
Росконтроль

Чаевые: кому, когда и сколько?

В нашей стране принято оставлять чаевые официантам, таксистам, курьерам. Конечно, чаще всего никто не заставляет вас это делать! Но сложно избавиться от ощущения, что от вас этого ожидают. А что говорит по этому поводу этикет?

Платить или не платить?

Помните, что чаевые как таковые - это выражение вашей благодарности, а не обязанность или повинность. Оставлять их нужно в том случае, если вам понравилось обслуживание.

Если политика обслуживающей организации предполагает иное, вас должны заранее предупредить об этом. О таких ситуациях мы еще поговорим далее.

Какова цена вопроса?

В ресторанах и кафе чаще всего сумма чаевых составляет 10% от счета. Важно! Иногда "обслуживание" уже включено в счет (есть такое поветрие в ресторанном бизнесе), в этом случае можете смело ничего не приплюсовывать к основной сумме. Кстати, вас должны сразу, до того, как вы сделали заказ, предупредить об этой "особенности", чтобы она не стала неприятным сюрпризом уже после того, как вы поели.

Горничным в отелях и гостиницах оставляют 5-10% от стоимости проживания. Естественно, в тех случаях, если вам понравилось, как они ухаживают за номером.

Таксистам чаевые оставляют "по желанию". Если клиент платит наличными, обычно он может оставить ту сумму, которой не хватает до "ровного счета": и с мелочью возиться не нужно, и водителю "прибавка к зарплате". Если вы пользуетесь агрегаторами и платите карточкой, вам могут предложить оставить чаевые после завершения поездки, выбрав соответствующую опцию в приложении (5, 10 или 15%).

Работникам АЗС оставляют скромные чаевые: 20-50 рублей. Опытные водители, желающие поощрить расторопных помощников, обычно заранее готовят мелкие купюры и монеты, которыми можно отблагодарить.

Курьерам обычно оставляют 50-100 рублей, или столько, сколько не хватает в счете до "круглой" суммы.

Могут ли заставить?

Если заведение включило обслуживание в счет "по умолчанию", об этом должны сообщить вам заранее - устно и письменно (табличка устанавливается на видном месте, где ее легко заметить).

Если официант или курьер не торопятся дать сдачу (или вообще всем своим видом показывают, что не собираются ее давать), это может быть квалифицировано как обсчет покупателей, то есть, административное правонарушение.

По общему правило, никто не может заставить вас платить чаевые, даже если это принято и большинство так делает. Решение принимаете только вы сами, исходя из реальной ситуации и того, насколько вам понравилось отношение со стороны персонала.

Цена на кассе больше, чем в ценнике: что делать?Покупки в интернете: на что вы имеете право?

Как быть, если вы отравились едой, купленной в магазине или кафе?

-2