Найти тему
КРЫЛЬЯ ИСТОРИИ

Таран над Чёрным морем

Вражеская авиация все чаще и нахальнее рвалась к главной базе флота. Небо Севастополя осенью 1941 г. охранял 32-й авиаполк. В те осенние дни летчики первой эскадрильи полка совершили два воздушных тарана.

Ранним утром 28 сентября в воздух поднялась дежурная пара МиГ-3. «Миги» пилотировали заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Семен Карасёв и пилот младший лейтенант Яков Иванов. Набрав высоту, истребители стали патрулировать над Севастополем. Когда часовая стрелка приблизилась к восьми, на горизонте появился фашистский разведчик.

Истребители быстро развернулись навстречу врагу. Завязался воздушный бой, в котором Семён Евстигнеевич Карасёв совершил таран.

О том, как это произошло, рассказал сам герой подвига:

«Самолет МиГ-3 был высотным истребителем, поэтому мы быстро нагнали вражеский разведчик. Это был «Юнкерс-88». Я открыл огонь по кабине. Успел дать только две очереди, как мои пулеметы замолкли. Я их перезарядил и в упор открыл огонь по мотору «юнкерса». Но пулеметы вновь отказали.

К тому времени в нашем полку уже были некоторые теоретические разработки техники воздушного тарана: с какой стороны лучше заходить, на какой скорости, чем предпочтительнее наносить удар.

В бою я все это вспомнил и решил винтом отрубить «юнкерсу» руль высоты. Уровняв скорости, стал подводить свой самолет винтом к стабилизатору разведчика. Но воздушная струя Ю-88 сильно тряхнула МиГ-3, с меня сорвало очки и кислородную маску. Лопасти винта в каких-то сантиметрах, а может быть, и миллиметрах прошли сзади стабилизатора со свастикой, не задев его.

Истребители МиГ-3 на фронтовом аэродроме. // Фото: www.pocketlib.ru
Истребители МиГ-3 на фронтовом аэродроме. // Фото: www.pocketlib.ru

Даю газ и делаю вторую попытку таранить. И опять мой самолет болтануло, и он оказался над правой плоскостью «юнкерса».

Тогда я убрал газ, несколько отстал и метрах в пяти от себя увидел, как стволы пулеметов вражеского самолета поворачиваются в мою сторону. Медлить больше было нельзя, и я свалил МиГ-3 на хвост «юнкерса».

Сбитый немецкий бомбардировщик Юнкерс Ю-88 на побережье. // Фото: worldwarphoto.info
Сбитый немецкий бомбардировщик Юнкерс Ю-88 на побережье. // Фото: worldwarphoto.info

Хорошо помню, как дернул кольцо парашюта, как он раскрылся. Видел, как из падающего «юнкерса» выбросились два фашиста на парашютах, как подо мной быстро неслись катера, чтобы подобрать приводнившихся.

Плавая в спасательном жилете, я насчитал около десятка катеров и несколько самолетов, спешивших мне на помощь.

Подобрал меня катер. Но когда я поднялся на борт, меня встретили враждебно, приняв, видимо, за гитлеровца. Я стащил кожаный реглан, и на рукаве кителя краснофлотцы увидели пятиконечную звезду. Сразу же окружили меня заботой, как ребенка, попавшего в беду...»

Все кажется просто. А ведь какое нужно иметь мужество, чтобы в одном бою трижды вести самолет на таран, трижды рисковать жизнью!

Пара МиГ-3 в ожидании приказа на взлёт. // Фото: waralbum.ru
Пара МиГ-3 в ожидании приказа на взлёт. // Фото: waralbum.ru

18 октября порывистый северный ветер доносил отзвуки фронта, приближающегося к Севастополю.

Над главной базой дежурили два истребителя МиГ-3. Ведущий — командир звена лейтенант Евграф Рыжов, ведомый — лейтенант Николай Савва. Через полчаса на высоте 6000 метров они увидели едва заметную точку, приблизились к ней и отчетливо различили фашистский бомбардировщик До-215.

Первым атаковал пирата Евграф Рыжов. Экипаж «дорнье» открыл ответный огонь и повредил мотор истребителя. Рыжову пришлось выйти из боя. Тогда в атаку пошел Николай Савва. Бомбардировщик яростно сопротивлялся, изрыгая струи металла. Через несколько минут ожесточенной схватки Савва заставил замолчать пулемет вражеского стрелка, и хвост «дорнье» оказался без защиты. Но у черноморца кончился боезапас. Разведчик мог улизнуть безнаказанно.

Евграф Рыжов с волнением следил за поединком. Он видел, как МиГ-3 его ведомого резко рванулся вперед, настиг разведчика и винтом ударил его по правому килю. Словно перья хищной птицы, полетели отрубленные рули. «Дорнье» загорелся, беспорядочно посыпался вниз и упал в море.

Немецкий разведчик-бомбардировщик Дорнье До-215. // Фото: airaces.ru
Немецкий разведчик-бомбардировщик Дорнье До-215. // Фото: airaces.ru

Совершив таран, Савва повел свой самолет к берегу, до которого было километров сорок. Но с каждой секундой лететь становилось труднее. Погнутые лопасти винта создавали сильную тряску. Горючее кончилось.

Летчик отстегнул привязные ремни, лямки парашюта, открыл фонарь, и в кабину ворвался холодный воздух. Через мгновение самолет коснулся воды. Савва почувствовал резкий толчок и прыгнул в море. Это было на траверзе Балаклавы.

Спасательный жилет помогал держаться на поверхности. Холодная вода, словно щупальца спрута, сковала тело.

На поиск и спасение летчика вылетел гидросамолет МБР-2 и вышло несколько катеров. Не исключено было и то, что кто-нибудь из экипажа «дорнье» тоже успел покинуть самолет.

В беспокойном осеннем море, похожем на вспаханное поле, трудно найти человека.

Наконец экипаж гидросамолета заметил среди волн какое-то темное пятно. Снизились. Подошли ближе. В море плавал человек. Дали сигнал на ближайший катер.

Разрезая волны, катер под командованием старшего лейтенанта Коренкова понесся вперед. Теперь и его экипаж увидел человека в воде. Быстро спустили шлюпку, и сильные руки моряков налегли на весла. Дорога каждая секунда.

Краснофлотец Михаил Соколов подал весло. Окоченевшими руками человек судорожно схватил его и... потерял сознание.

Так вместе с веслом его и занесли в каюту. Это был лейтенант Савва. Продолжая поиск, катера нашли одного гитлеровца, но он был мертв.

Около двух часов герой тарана находился в холодной соленой купели. Это не прошло бесследно. Началось воспаление легких. Но благодаря усилиям врачей летчик поправился и вернулся в свою часть.

14 января 1942 г., вылетая на боевое задание в сложных аэродромных и погодных условиях, геройский лётчик Савва погиб.

Из воспоминаний А.П. Дорохова "Герои Черноморского неба", 1972 г.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!