Вражеская авиация все чаще и нахальнее рвалась к главной базе флота. Небо Севастополя осенью 1941 г. охранял 32-й авиаполк. В те осенние дни летчики первой эскадрильи полка совершили два воздушных тарана.
Ранним утром 28 сентября в воздух поднялась дежурная пара МиГ-3. «Миги» пилотировали заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Семен Карасёв и пилот младший лейтенант Яков Иванов. Набрав высоту, истребители стали патрулировать над Севастополем. Когда часовая стрелка приблизилась к восьми, на горизонте появился фашистский разведчик.
Истребители быстро развернулись навстречу врагу. Завязался воздушный бой, в котором Семён Евстигнеевич Карасёв совершил таран.
О том, как это произошло, рассказал сам герой подвига:
«Самолет МиГ-3 был высотным истребителем, поэтому мы быстро нагнали вражеский разведчик. Это был «Юнкерс-88». Я открыл огонь по кабине. Успел дать только две очереди, как мои пулеметы замолкли. Я их перезарядил и в упор открыл огонь по мотору «юнкерса». Но пулеметы вновь отказали.
К тому времени в нашем полку уже были некоторые теоретические разработки техники воздушного тарана: с какой стороны лучше заходить, на какой скорости, чем предпочтительнее наносить удар.
В бою я все это вспомнил и решил винтом отрубить «юнкерсу» руль высоты. Уровняв скорости, стал подводить свой самолет винтом к стабилизатору разведчика. Но воздушная струя Ю-88 сильно тряхнула МиГ-3, с меня сорвало очки и кислородную маску. Лопасти винта в каких-то сантиметрах, а может быть, и миллиметрах прошли сзади стабилизатора со свастикой, не задев его.
Даю газ и делаю вторую попытку таранить. И опять мой самолет болтануло, и он оказался над правой плоскостью «юнкерса».
Тогда я убрал газ, несколько отстал и метрах в пяти от себя увидел, как стволы пулеметов вражеского самолета поворачиваются в мою сторону. Медлить больше было нельзя, и я свалил МиГ-3 на хвост «юнкерса».
Хорошо помню, как дернул кольцо парашюта, как он раскрылся. Видел, как из падающего «юнкерса» выбросились два фашиста на парашютах, как подо мной быстро неслись катера, чтобы подобрать приводнившихся.
Плавая в спасательном жилете, я насчитал около десятка катеров и несколько самолетов, спешивших мне на помощь.
Подобрал меня катер. Но когда я поднялся на борт, меня встретили враждебно, приняв, видимо, за гитлеровца. Я стащил кожаный реглан, и на рукаве кителя краснофлотцы увидели пятиконечную звезду. Сразу же окружили меня заботой, как ребенка, попавшего в беду...»
Все кажется просто. А ведь какое нужно иметь мужество, чтобы в одном бою трижды вести самолет на таран, трижды рисковать жизнью!
18 октября порывистый северный ветер доносил отзвуки фронта, приближающегося к Севастополю.
Над главной базой дежурили два истребителя МиГ-3. Ведущий — командир звена лейтенант Евграф Рыжов, ведомый — лейтенант Николай Савва. Через полчаса на высоте 6000 метров они увидели едва заметную точку, приблизились к ней и отчетливо различили фашистский бомбардировщик До-215.
Первым атаковал пирата Евграф Рыжов. Экипаж «дорнье» открыл ответный огонь и повредил мотор истребителя. Рыжову пришлось выйти из боя. Тогда в атаку пошел Николай Савва. Бомбардировщик яростно сопротивлялся, изрыгая струи металла. Через несколько минут ожесточенной схватки Савва заставил замолчать пулемет вражеского стрелка, и хвост «дорнье» оказался без защиты. Но у черноморца кончился боезапас. Разведчик мог улизнуть безнаказанно.
Евграф Рыжов с волнением следил за поединком. Он видел, как МиГ-3 его ведомого резко рванулся вперед, настиг разведчика и винтом ударил его по правому килю. Словно перья хищной птицы, полетели отрубленные рули. «Дорнье» загорелся, беспорядочно посыпался вниз и упал в море.
Совершив таран, Савва повел свой самолет к берегу, до которого было километров сорок. Но с каждой секундой лететь становилось труднее. Погнутые лопасти винта создавали сильную тряску. Горючее кончилось.
Летчик отстегнул привязные ремни, лямки парашюта, открыл фонарь, и в кабину ворвался холодный воздух. Через мгновение самолет коснулся воды. Савва почувствовал резкий толчок и прыгнул в море. Это было на траверзе Балаклавы.
Спасательный жилет помогал держаться на поверхности. Холодная вода, словно щупальца спрута, сковала тело.
На поиск и спасение летчика вылетел гидросамолет МБР-2 и вышло несколько катеров. Не исключено было и то, что кто-нибудь из экипажа «дорнье» тоже успел покинуть самолет.
В беспокойном осеннем море, похожем на вспаханное поле, трудно найти человека.
Наконец экипаж гидросамолета заметил среди волн какое-то темное пятно. Снизились. Подошли ближе. В море плавал человек. Дали сигнал на ближайший катер.
Разрезая волны, катер под командованием старшего лейтенанта Коренкова понесся вперед. Теперь и его экипаж увидел человека в воде. Быстро спустили шлюпку, и сильные руки моряков налегли на весла. Дорога каждая секунда.
Краснофлотец Михаил Соколов подал весло. Окоченевшими руками человек судорожно схватил его и... потерял сознание.
Так вместе с веслом его и занесли в каюту. Это был лейтенант Савва. Продолжая поиск, катера нашли одного гитлеровца, но он был мертв.
Около двух часов герой тарана находился в холодной соленой купели. Это не прошло бесследно. Началось воспаление легких. Но благодаря усилиям врачей летчик поправился и вернулся в свою часть.
14 января 1942 г., вылетая на боевое задание в сложных аэродромных и погодных условиях, геройский лётчик Савва погиб.
Из воспоминаний А.П. Дорохова "Герои Черноморского неба", 1972 г.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!