Найти тему
Кот-религиовед

Индуизм. Начало.

Оглавление

За звание «первой организованной религии» много и часто спорят индуизм с иудаизмом. Не суть важно, кто из них прав. Начнем мы все равно с индуизма. Правда, даже такого слова-то и не было изначально – это придумка европейцев. Сами индусы называют свою религию «санатхана-дхарма», или просто «дхарма». Но, раз термин устоялся…

Вместе с племенами завоевателей-ариев на территорию Индии пришел не только новый жизненный уклад. Арии принесли с собой собственную религию (уже не веру) – ведийскую. Мы мало про неё знаем («реконструкции» «истинных современных арийцев» - не в счет).

Зато мы точно знаем, что пришли арии не на пустое место. Территория уже была густо заселена местными племенами. У которых была своя религия (а судя по тем же находкам в Мохенджо-Даро – весьма сложная). Конечно, были и религиозные конфликты. Но на относительно мирное возникновение индуизма повлияли два фактора:

- Во-первых, встретились, не единобожие с язычеством (как в той же древней Руси), а два политеизма. А любой политеизм (из известных нам – но это добавление автоматически стоит делать по отношению к чему угодно в устах историка религий или просто историка древнего мира) – имеет одну особенность. Язычник (не всегда это понятно сразу) полагает, что есть нечто и над людьми, и над богами. Дхарма, вселенский закон, фатум – называйте как хотите. Но разница между людьми и богами более количественная, нежели качественная. Есть что-то (безличное), что определяет жизнь всех. И бессмертных богов, и смертных людей.

Так что, два язычника всегда смогут договориться. А две языческих религии – найти «общий знаметатель»

- Во-вторых, если вы сильнее, но вас меньше – то, скорее всего, вы не навяжете всем свои представления, а адаптируетесь к чужим. Маньчжуры, захватившее Китай, гискосы в Египте, варвары в Риме – все прошли по одной дорожке: ассимиляции местной цивилизацией (и принятия её культов, как части своих).

С индуизмом случилось так же. Часть местных богов, наиболее похожих на арийских была «вознесена на пьедестал» (и даже заменила собой арийских – Индра, бог-воин арийцев, конечно, почитается – но уже не как главный бог (тем более, что и войны перешли от масштабных к мелким, внутрииндийским). А в индуистской Троице, Тримурти, Брахман-Вишну-Шива только Брахман сохранил свои позиции бога-Отца с арийских времен (но это не точно)

Кот спрашивает: то есть, сейчас в Европе….

Да. Именно это и происходит. Пришла новая волна, которая сильнее местных жителей, но ассимилируется их культурой (даже, если считает, что сохранит свою). Просто это требует времени.

В оконцовке получилось прелюбопытно. Единая религия вроде как есть (священные писания общие, обряды тоже). А вот единой церкви – нет. Классический индуизм – это смесь тысяч мелких общин, различающихся по представлениям о том, кому из богов надо поклоняться чаще всего и в первую очередь (все остальные при этом – не еретические придумки, а тоже боги). Разные маленькие церкви, почитающие одного бога иногда сливаются в целые движения (ну, на взгляд европейского наблюдателя сливаются – так-то они вполне себе суверенны)

Кот спрашивает: а кришнаиты?

А кришнаиты – это вообще не отдельная религия. Они вышли из одного из таких движений, вайшнавизма. Представления о том, что в общении с богом самое важное не обычная жертва, а состояние искренней любви к этому богу, бхакти. А для бхакти больше всего подходит бог Вишну, он весьма положителен в основном. А еще точнее – его восьмая аватара, рождение на Земле – Кришна. Ну и вот…

Кришнаизм – проект весьма современный и адаптированный под нужды западной, неиндуистской аудитории. Вообще индуизму полностью чужда идея проповеди своей религии. Даже иудеем можно стать не еврею (хотя и крайне тяжело). А вот классическим индуистом не индусу – никак. А в кришнаизм – да ради Кришны, обращайтесь, кто хочет…

За весь период владычества англичанами над Индией – не было ни одного случая, чтобы кто-то переходил из английской версии христианства в индуизм. Вообще. А те же римские солдаты, контролировавшие Малую Азию – массово принимали митраизм, например.

Из-за такой раздробленности индуизм приобрел свою самую характерную черту: это единственная из крупных религий (третье место в мире после христианства и ислама, между прочим), самое важное в которой – не вероучение, а жертвоприношение. Что неудивительно – про то, кто главный можно язык сломать, а принцип жертвы – один для всех. А лингаму Шивы, или статуе Вишну – не важно…

Очень многое роднит индуизм со всеми религиями «арийского», индоевропейского толка. В первую очередь – с иранским зороастризмом, с которым они – судя по текстам и ритуалу – вообще братья. Правда дэвы, боги в индуизме в Иране – демоны, деви. А так – как партия и Ленин: близнецы-братья.

Но много следов того самого общего корня, от которого возникли все религии европейского пространства найти не сложно. Индийский Деус – и греческий Зевс (или Деус-Питар и римский Юпитер), индийский Пуруша и литовский Пушунас… в общем, много. Иногда эти параллели будут нас очень выручать.

Впрочем – и мы с этим познакомимся подробнее не раз – индуисты мало отличались от своих коллег: политические требования и насилие регулярно рядились в религиозные одежды…